Традиционное сознание индоиранских народов в его культурно-историческом развитии. Второе издание.

Автор: Москаленко Ирина Игоревна

Тип: монография Язык: русский ISBN: 978-5-94472-206-5

Год издания: 2024 Место издания: Москва Число страниц: 264

Издательство: ООО "Издательство ТРИУМФ" (Москва)

АННОТАЦИЯ:

В этой книге рассматривается становление и развитие древнеиндийской и древнеиранской культур, начиная от эпохи индоиранского культурно-исторического единства (конца III – середины II тыс. до н.э.), в контексте процесса этногенеза индоиранских народов, раскрывается влияние этого процесса на мировоззренческие представления индо-иранских народов. Автор исследует пласт коллективных представлений, воплотившихся в мифологемах и идеологемах древних обществ, раскрывает смысл древних символических и аллегорических мифов, некоторых астральных представлений и мировоззренческих ориентиров, их влияние на общественную жизнь индоиранских народов и на формирование духовных традиций Вед и Авесты. Книга предназначена для культурологов, этнологов и историков, а также всем тем читателям, которые интересуются историей и культурой Востока.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
 
1.  Абаев В. И. Скифо-Европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. – М.: «Наука», 1965. – 168 с.  
2.  Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. Вып. 1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – 607 с.  
3.  Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. раздел И. В. Рак – Изд. 2-е. – СПб: Нева; Летний сад, 1996. – 480 с.  
4.  Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата / пер. с авест., предис., прим., словарь И. Стеблина-Каменского. – М.: Дружба народов. КРАМДС – Ахмед Ясови, 1992. – 207 с.  
5.  Алексеев В.П. Некоторые вопросы антропологической динамики древнего населения среднего течения Дона // Поселения срубной общности. Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. – С. 172-197.  
6.  Аллахи Х.А.А. История иранского искусства. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007 – 352 с.  
7.  Абхазские сказки / Сост, обраб., перевод с абхазского Х.С. Бгажба. – Сухуми: Алашара, 1985. – 360 с.  
8.  Анандамурти С. Ведические предания / Под ред. д-ра филос. наук С. М. Висарионова. – STATE UNIVERSITY OF BANGALORE PRESS, 1999; «Амрита», 2000. – 304 с.  
9.  Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. – Л.: Наука, 1967. – 160 с.  
10.  Атхарваведа (Шаунака) в 3-х томах / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой; Инст. востоковедения. Т. 1.: кн.: I-VII – М.: Вост. лит., 2005. – 573 с.  
11.  Байнаков К. М., Терновая Г. А. Центральный зал дворца-городища Куйрук-тобе в Отрарском оазисе // Приаралье в древности и в Средневековье. К 60-летию Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. – М.: Вост. лит-ра РАН, 1998. – С. 156-166.  
12.  Барроу Т. Санскрит/ пер. с англ. Н. Лариной. – М., 1976.– 412 с.  
13.  Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. – 616 с.  
14.  Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. /Пер. с франц. Общ. ред и вступ. Ст. Ю. С. Степанова. – М: Прогресс-Универс, 1995. – 456 с.  
15.  Бэрни Ч., Лэнг М.Д. Древний Кавказ. От исторических поселений Анатолии до христианских царств раннего Средневековья / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2016. – 383 с.  
16.  Бируни А. Индия /Пер. с араб. Репринт с издания 1963. – М.: Ладомир, 1995. – 727 с.  
17.  Боголюбов М. Н. Ясна 32: grəhmā, grəhmō. К исторической фонетике Авесты // Индоиранское языкознание и типология языковых ситуаций. Сборник статей к 75-летию профессора Александра Леонидовича Грюнберга (1940-1995) / Отв. ред. М. Н. Боголюбов. – СПб: Наука, 2006. – С. 102-105.  
18.  Боголюбов М. Н. Молитва Ахурамазде на древнеиранском языке среди арамейских надписей из Аребсуна // История Иранского государства и культуры. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1971. – С. 277 – 285.  
19.  Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / Пер с англ. и прим. И. М. Стеблина-Каменского. – 4-е изд. Испр. и доп. – СПб: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2003. – 352 с.  
20.  Бонгард-Левин Г. М., Гуров В. Н. Древнейшая этнокультурная история народов Индостана: Итоги, проблемы, задачи исследования // Древний Восток: этнокультурные связи. – М.: Наука, 1988. – С. 58-111.  
21.  Бонгард-Левин Г. М. Индия в древности. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, 1985. – 758 с.  
22.  Боттеро Ж., Эдцарт Д.О., Фалькенштайн А., Веркуттер Ж. Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле.– М.: ЗАО Центрполиграф, 2016.– 447с.  
23.  Брагинский И. С. Авеста //Авеста в русских переводах (1861-1996) /Сост., общ. ред., примеч., справ. раздел И. В. Рак – Изд. 2-е – М.: Летний сад, 1996. – С. 22-66.  
24.  Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. – М.: «Наука», Гл. ред. восточ. лит-ры, 1984. – 296 с.  
25.  Брагинский И.С. Памятники древнеиранской письменности // Из истории персидской и таджикской литератур. Избранные работы. – М.: «Наука», Гл. ред. восточ. лит-ры, 1972. – С. 44-165.  
26.  Браун У.Н. Индийская мифология // Мифология древнего мира /Пер. с англ. Предисл. И. М. Дьяконова. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры изд-ва «Наука», 1977. – С.283-336.  
27.  Бутенко Ю.А. Дикое поле в период раннего Средневековья (середина V – XI веков нашей эры). – Харьков: Литера Нова, 2014. – 560 с.  
28.  Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. / Пер. с англ. 2-е изд. – М.: Восточ. лит-ра РАН, 2000. – 614 с.  
29.  Вайнберг Б.И. Этнография Турана в древности VII в. до н.э. – VIII в. н.э.. – М.: Восточ. лит-ра РАН, 1999. – 359 с.  
30.  Васильев И. Б., Кузнецов П. В., Семенова А. П. Потаповский курганный могильник индоиранских племен на Волге. – Самара: Самарский ун-т, 1994. – 208 с.  
31.  Васильев И. Б. К проблеме взаимодействия индоевропейских и финно-угорских культур (Вместо заключения) //Древние культуры лесостепного Поволжья (К проблеме взаимодействия индоевропейских и финно-угорских культур). Сб. научн. трудов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. – С. 205-217.  
32.  Васильев И. Б., Синюк А. Т. Энеолит Восточно-европейской лесостепи (Вопросы происхождения и периодизации культур). – Куйбышев: Куйбышевский гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, 1985. – 180 с.  
33.  Видаль-Накэ П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. /Пер. под общ. ред. С.К. Карпюка. – М.: Ладомир, 2001.– 416 с.  
34.  Ганди М. Моя жизнь / пер. с англ. А.М. Вязьминой, Е.Г. Панфилова. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 480 с.  
35.  Геродот. История /Пер. с др.-греч. Г.А. Стратановского.– СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 768 с.  
36.  Голубев И. Тайнопись Омара Хайяма (размышление переводчика) // Хайям О. Рубаи. – Смоленск: Русич, 2009. – С. 3-94.  
37.  Голубиная книга. Русские религиозные духовные стихи / Сост. вступ. ст., прим. А.В. Солощенко Ю.С. Прокошина. – М.: Моск. рабочий, 1991. – 352 с.  
38.  Грантовский Э. А. Иран и иранцы до Ахеменидов. Основные проблемы. Вопросы хронологии. – М.: Восточ лит-ра РАН, 1998. – 343 с.  
39.  Грантовский Э. А. О распространении иранских племен на территории Ирана //История Иранского государства и культуры. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, 1971. – С. 286-327.  
40.  Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. – М.: Наука, Гл. ред. восточ. лит-ры, 1970. – 394 с.  
41.  Гусева Н. Р. Индуизм и мифы Древней Индии. – М.: «Вече», 2005.– 480 с.  
42.  Гусева Н. Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1977. – 327 с.  
43.  Гюиз Ф. Древняя Персия / Пер. с франц. А. Н. Степановой. – М.: Вече. 2007. – 336 с.  
44.  Дандекар Р. Н. Индоевропеистика и ведическая мифология //Дандекар Р.Н. от вед к индуизму: Эволюционирующая мифология /Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. – М.: Восточ. лит-ра, 2002. – С. 12-24.  
45.  Дандекар Р. Н. Культурный фон ведической литературы// Дандекар Р.Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология /Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. – М.: Восточ. лит-ра, 2002. – С. 25-44.  
46.  Дандекар Р. Н. Ведический бог Савитар в новом освещении //Дандекар Р.Н. от вед к индуизму: Эволюционирующая мифология / Пер. с англ. К. П. Лукьяненко. – М.: Восточ. лит-ра, 2002. – С. 45-84.  
47.  Дандекар Р. Н. Ведический бог и ведический мудрец // Дандекар Р.Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология /Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. – М.: Восточ. лит-ра, 2002. – С. 103-134.  
48.  Дандамаев М. А., Луконин В.Г. Культура и экономика Ирана. – М.: «Наука», Гл. ред. восточ. лит-ры, 1980. – 416 с.  
49.  Даниленко В. Н. Энеолит Украины. Этноисторическое исследование. – Киев: Наукова думка, 1974. – 176 с.  
50.  Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства // Вопросы философии. – М.: Правда, 1980 № 1. – С. 124-134.  
51.  Дрезден М. Мифология Ирана // Мифология древнего мира. /Пер. с англ. Предисл. И. М. Дьяконова. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, «Наука», 1977. – С. 337-365.  
52.  Дьяконов И. М. Прародина индоевропейцев (По поводу книги Е.Е. Кузьминой «Откуда пришли индоарии?» М., 1994) // Вестник древней истории. – М.: Наука, 1995 № 1. – С. 123 – 130.  
53.  Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 248 с.  
54.  Дьяконов И. М. Восточный Иран до Кира // История Иранского государства и культуры. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1971. – С. 122-153.  
55.  Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н. э. – М.–Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – 485 с.  
56.  Дьяконов И. М. Очерк истории древнего Ирана. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961. – 444 с.  
57.  Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Перевод с франц. Т.В. Цивьян. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, 1986. – 234 с.  
58.  Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, 1976. – 234 с.  
59.  Евзлин М. Космогония и ритуал. – М.: Радикс, 1993. – 344 с.  
60.  Елизаренкова Т. Я. Атхарваведа. – структура и содержание Атхарваведа (Шаунака) / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой; Инст. востоковедения. Т. 1.: кн.: I-VII. – М.: Вост. лит., 2005. – С. 22-88.  
61.  Елизаренкова Т. Я. Введение // Слова и вещи в Ригведе. – М.: Восточ. лит-ра РАН, 1999. – С. 3-18.  
62.  Елизаренкова Т. Я. Жертвенная община/ Место жертвоприношения (νŗjάna) // Слова и вещи в Ригведе. – М.: Восточ. лит-ра, 1999 – С. 50-71.  
63.  Елизаренкова Т. Я. Вода // Слова и вещи в Ригведе. – М.: Вост. лит-ра РАН, 1999. – С. 151-169.  
64.  Елизаренкова Т. Я. «Ригведа» великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I-IV. Изд. 2-е испр. Издание подготовила Т.Я. Елизаренкова. Отв. ред. П. А. Гринцер. – М.: Наука, 1999. – С. 426-543.  
65.  Елизаренкова Т. Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы V –VII. Изд. 2-е испр. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. Отв. ред. П.А. Гринцер. – М.: Наука. 1999. – С. 452-486.  
66.  Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Мир вещей по данным Ригведы // Ригведа. Мандалы V-VII. Изд. 2-е испр. Изд. подгот. Т. Я. Елизаренкова. Отв. ред. П. А. Гринцер. – М.: Наука, 1999.– С. 487-510.  
67.  Елизаренкова Т. Я. О Соме в Ригведе // Ригведа. Мандалы XI-X. Изд. 2-е испр. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. Отв. ред. П. А. Гринцер. – М.: Наука. РАН, 1999. – С. 323-353.  
68.  Емец И.А. Вместо послесловия. Проблема происхождения индоевропейцев в свете новых данных // Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.– С. 262-268.  
69.  Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки. М.: Молодая гвардия, 1970. – 272 с.  
70.  Иванов Вяч. Вс. Урарское mari, хурритское marianne, хайасское marija // Переднеазиатский сборник. III История и филология стран Древнего Востока – М.: Наука, Гл. ред. восточ. лит-ры, 1979. – с. 101-112.  
71.  Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга в знаковых системах. М.: Советское радио. 1978. – 184 с.  
72.  Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. – М.: Наука, 1974. –344 с.  
73.  Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в переднюю Азию // Советская этнография. – М.: Наука, 1988 № 5. – С. 38-48.  
74.  История Самарского Поволжья с древнейших времен. В 3-х кн. Бронзовый век. – Самара: Изд-во Самарского научн. центра РАН, 2000.– 336с.  
75.  Итина М. А. К истории изучения бронзового века Южного Приаралья // Приаралье в древности и в Средневековье. К 60-летию Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. – М.: Восточ. лит-ра РАН, 1998. – С. 78-90.  
76.  Итина М. А. История степных племен Южного Приаралья (II – начало I тысячелетия до н.э.). – М.: Наука, 1977. – 240 с.  
77.  Йеттмар К. Религия Гиндукуша / Пер. с нем. – М.: Изд-во «Наука», Гл. ред. восточ. лит-ры, 1986. – 524 с.  
78.  Кабо Р. В. У истоков религии // Природа. – М.: Наука, 1984 № 3 – С. 51-60.  
79.  Калалы-гыр 2– Культовый центр в Древнем Хорезме IV-II вв. до н.э. / Отв. ред. Б. И. Вайнберг. — М.: Вост. лит-ра, 2004. — 286 с.  
80.  Кёйпер Ф. Б. Я. Основополагающая концепция ведической религии // Труды по ведической мифологии. / Пер. с англ. Пред. Т. Я. Елизаренковой. – М.: Наука, 1986. – С. 28-37.  
81.  Кёйпер Ф. Б. Я. Древнеиндийский Прометей // Труды по ведической мифологии / Пер. с англ. Пред. Т. Я. Елизаренковой. – М.: Наука, 1986. – С. 147-155  
82.  Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и Средневековье. – СПб: Петербургское Востоковедение, 2000. – 320 с.  
83.  Козолупенко Д. П. Миф. На гранях культуры. Научное издание: монография. М.: Канон+, 2005. – 212 с.  
84.  Кошеленко Г. А. Культура Парфии. – М.: Наука, 1966. – 220 с.  
85.  Красин К.Г. Введение в индоевропейское языкознание. – М.: Академия, 2004. – 320 с.  
86.  Крюкова В. Ю. Зороастризм. – СПб: Азбука-классика, 2005. – 288 с.  
87.  Кузьмина Е.Е. К вопросу о современном состоянии проблемы происхождения индоиранцев // Центральная Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук Б. А. Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2003 г.). – М.: Вост. лит-ра, 2005. – С. 383-411.  
88.  Кузьмина Е.Е. О синкретизме образов скифского искусства в связи с особенностями религиозных представлений иранцев // Кузьмина Е. Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев (Культурологические очерки). – М.: Мин-во культуры РФ. Рос. инст. культурологии, 2002. – С. 17-19.  
89.  Кузьмина Е.Е. Сцена терзания в искусстве саков // Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев (Культурологические очерки). – М.: Мин-во культуры РФ. Рос. инст. культурологии, 2002. – С. 81– 89.  
90.  Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве «звериного» стиля евразийских степей скифской эпохи // Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев (Культурологические очерки). – М.: Мин-во культуры РФ. Рос. инст. культурологии, 2002. – С. 91– 102.  
91.  Кузьмина Е.Е. Проблема реконструкции идеологических представлений сако-скифов // Кузьмина Е. Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев (Культурологические очерки). – М.: Мин-во культуры РФ. Рос. инст. культурологии, 2002. – С.105-108.  
92.  Кузьмина Е.Е. О «прочтении текста» изобразительных памятников искусства евразийских степей скифского времени. Методика анализа памятников // Кузьмина Е. Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев (Культурологические очерки) – М.: Мин-во культуры РФ. Российский инст. культурологии, 2002. – С. 109-123.  
93.  Кузьмина Е.Е. Первая волна миграции индоиранцев на юг // Вестник древней истории. – М.: Наука, 2000 № 4 – С. 3-20.  
94.  Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. – М.: Восточ. лит-ра РАН РФ. Рос. Инст. культурологии, 1994. – 464 с.  
95.  Кузьмина Е.Е. Три направления культурных связей андроновских племен и хронология андроновской общности // Северная Евразия от древности до Средневековья. Тезисы конференции к 90-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова / Отв. ред. В. Н. Массон. Выпуск 2. – СПб: Археологические изыскания, 1992.– С. 43-45.  
96.  Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. – М.: Наука, 1977. – 144 с.  
97.  Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. Сб. ст. – Киев: Наукова думка, 1977. – С. 96-119.  
98.  Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев //Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. – М.: Наука, 1976. – С. 52-65.  
99.  Куликан У. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – 223 с.  
100.  Куртис В. С. Персидские мифы. /Пер. с англ. О.С. Епимахова, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 112 с.  
101.  Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве / Пер. с франц. А.П.Саниной – СПб: Евразия, 2002. – 352 с.  
102.  Кюмон Ф. Мистерии Митры / Пер. с франц. С.О. Цветковой. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.  
103.  Лебок А. М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.  
104.  Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 608 с.  
105.  Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с франц. – М.: Наука, 1983. – 535 с.  
106.  Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. М.: Наука. 1978 № 1. – С. 90 – 106.  
107.  Лелеков Л. А. Современное состояние и тенденции зарубежной авестологии // Народы Азии и Африки. История, экономика, культура. – М.: Наука, Инст. востоковедения. Инст. Африки. 1978 № 2 – С. 189-207.  
108.  Лелеков Л. А. Вопросы интерпретации среднеазиатской коропластики эллинистического времени //Советская археология. – М.: Наука, 1985 № 1.– С. 55-60.  
109.  Литвинский Б.А., Пичикян И. Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). В 2-х томах. Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. – М.: Вост. лит-ра РАН, 2000. – 503 с.  
110.  Литвинский Б. А. Древние кочевники «крыши мира» – М.: Нау-ка, Гл. ред. восточ. лит-ры, 1972. – 270 с.  
111.  Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. Античная мифология в ее историческом развитии. / Сост. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. – М.: Мысль, 1996. – 975 с.  
112.  Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров /Отв. ред. А. Степанова. СПб.: Азбука, Азбука-АТТИКУС, 2016. – 448 с.  
113.  Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, 1987. – 296 с.  
114.  Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана // История Иранского государства и культуры – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, 1971. – С. 105 – 121.  
115.  Луконин В. Г. Культура Сасанидского Ирана. Иран в III – V вв. Очерки по истории культуры. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1969. – 218 с.  
116.  Магия глазами ученых и чародеев / Под ред. И.Т. Касавина. – М.: Республика, 1992. – 527 с.  
117.  Майданов А. С. Миф как источник знаний // Вопросы философии. – М.: Наука, 2004. №9. – С. 91 – 105. III – V вв. Очерки по истории культуры. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1969. – 218 с.  
118.  Майданов А. С. Тайны великой «Ригведы» М.: Едиториал УРСС, 2002.– 208 с.  
119.  Маковельский А. О. Авеста. – Баку: АН Аз. ССР. 1960. – 144 с.  
120.  Максименков Г. А. Андроновская культура на Енисее. – Л.: Наука, 1978. – 190 с.  
121.  Малиновский Б. Миф в первобытной психологии // Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. – С. 285-334  
122.  Махабхарата. Адипарва. Книга первая. Репринт. воспр. изд. 1950 г. – СПБ: Наука, 2006. – 739 с.  
123.  Массон В. М. Культурогенез древней Центральной Азии. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; Издательство С.–Петербургского ун-та, 2006. – 384 с.  
124.  Массон В. М. Ранние комплексные общества Восточной Европы // Древние общества юга Восточной Европы в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). – СПб: Европейский Дом, 2000. – С. 135-166.  
125.  Массон В. М. Исторические реконструкции в археологии. Из. 2-е, доп. – Самара: Сам ГПУ, 1996. – 104 с.  
126.  Матвеев С.А. Ведения. Священные писания Древней Индии // Самаведа / Пер. и комент. С.А. Матвеева. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. – С. 3-33.  
127.  Медведев А.П. Сарматы в верховьях Танаиса. – М.: Таус, 2008. – 252 с.  
128.  Мейе А. Ведение в сравнительное изучение индоевропейских языков/ Пер. Д. Кудрявского. – М.: Едиториал УРСС, 2002.– 512 с.  
129.  Мейтарчиян М. Б. Погребальные обряды зороастрийцев. – М.; СПб.: Ин-т востоковедения РАН, Летний сад, 2001. – 248 с.  
130.  Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 3-е изд. репринт. – М.: Восточ. лит-ра, РАН, 2000. – 407 с.  
131.  Меллори Дж. П. Индоевропейские прародины // Вестник древней истории. – М.: Наука, 1997 № 1. – С. 61-82.  
132.  Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. – М.: РОССПЭН, 1999. – 310 с.  
133.  Мерперт Н. Я. Об этнокультурной ситуации IV-III тысячелетия до н.э. в циркумпонтийской зоне // Древний Восток: этнокультурные связи. – М.: Наука, Гл. ред вост. лит-ры, 1988. – С. 7-36.  
134.  Миллер В. Ф. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой // Избранные труды русских индологов-филологов. – М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1962. – С. 87-143.  
135.  Минаев И. П. Очерк важнейших памятников санскритской литературы // Избранные труды русских индологов-филологов. – М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1962. – С. 9-50.  
136.  Мкртычев Т. К., Ильясов Дж. Я. Терракотовые плакетки из Тохаристана // Центральная Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук Б. А. Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2003 г.). – М.: Восточ. лит-ра, 2005. –С. 497-523.  
137.  Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Каменный век. – М.: Наука, 1973. –355 с.  
138.  Моргунова Н. Я. Неолит и энеолит юга лесостепи Волго-Уральского междуречья. – Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 1995. – 224 с.  
139.  Моргунова Н. Я., Кравцов А. Ю. Памятники позднеямной культуры на Илике. – Екатеринбург: Наука, 1994. – 154 с.  
140.  Моргунова Н.Л., Прохорова И. О. Поселения срубной культуры в Оренбургской области // Поселения срубной общности. Межвузовский сб. науч. тр. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. – С. 160-172.  
141.  Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. – М.: Канон, 1996. – С. 32-143.  
142.  Мюллер М. Шесть систем индийской философии / Пер. с англ. – М.: Искусство, 1995. – 448 с.  
143.  Наговицын А.Е. Магия хеттов. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. – 464 с.  
144.  Нарты. Осетинский героический эпос. В 3-х книгах. Книга 2. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1989. – 496 с.  
145.  Нарты. Осетинский героический эпос. В 3-х книгах. Книга 3. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991. –174 с.  
146.  Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса (Пантеон). – М.: Гл. ред. восточ. лит-ра, Наука, 1975. – 120 с.  
147.  Овсянико-Куликовский Н. Д. Религия индусов в эпоху вед // Избранные труды русских индологов-филологов. – М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1962. – С. 144-173.  
148.  Олмстед А.Т. История Персидской империи / Пер. с англ. А.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2015. – 575 с.  
149.  Оранский И. М. Изучение памятников древнеиранской письменности в СССР (1917 – 1970) // История Иранского государства и культуры. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры, 1971. – С. 38-69.  
150.  Палеолит СССР. Сб. – М.: Наука, 1982. – 381 с.  
151.  Паври Дж. Д. К. Зороастрийская доктрина загробной жизни. С момента собственной смерти и до моста Чинват / Пер. с англ. М. Авдейчик. – М.: Амрита-Русь, 2004. – 114 с.  
152.  Переводчикова Е. В. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. – М.: Вост. лит-ра РАН, 1994.– 206 с.  
153.  Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 463 с.  
154.  Плутарх. Исида и Осирис / Пер. с древнегреч. – Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996. – 257 с.  
155.  Порфирий. О пещере нимф. Приложение 1 // Плутарх. Исида и Осирис/ Пер. с древнегреч. – Киев: Уцимм-пресс, 1996. – 257 с.  
156.  Погребова М.Н., Раевский Д.С. Звериный стиль скифской эпохи как lingua franca евразийских степей // Центральная Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е. А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук Б.А. Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2003 г.). – М.: Восточ. лит-ра, 2005. – С. 578-599.  
157.  Пьянков И. В. Социальный строй древнеземледельческих народов Средней Азии (опыт исторической реконструкции) // Центральная Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук Б. А. Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2005). – М.: Восточ. лит-ра, 2005. – С. 600-620.  
158.  Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии (1977)// Раевский Д.С. Мир скифской культуры/ Предисл. В.Я. Петрухина, М.Н. Погребовой. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С. 17-262.  
159.  Раевский Д. С. Мир мира скифской культуры. Проблема мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. (1985) // Раевский Д.С. Мир скифской культуры/ Предисл. В.Я. Петрухина, М.Н. Погребовой – М.: Языки славянских культур, 2006 – С. 263-597.  
160.  Рахимов Р.Р. Костры на пути невесты в Самарканде (За строкой О.А. Сухаревой) // Среднеазиатский сборник / Ин-т этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2006. – Вып. V – С. 108-148.  
161.  Райс Т. Т. Скифы. Строители степных пирамид / Пер. с англ. Л. А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 223 с.  
162.  Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России /Вступ. ст., коммент. и прим. А.В. Арсентьева. – М: Изд. дом «Книжная находка», 2002.– 160 с.  
163.  Рейфилд Д. Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017. – 608 с.  
164.  Ренфрю К. Индоевропейская проблема и освоение евразийских степей: вопросы хронологии // Вестник древней истории. – М.: Наука, 2002 № 2. – С. 20-32  
165.  Ригведа. Мандалы I-IV. Изд. 2-е испр. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. Отв. ред. П. А. Гринцер. – М.: Наука. РАН, 1999. – 768 с.  
166.  Ригведа. Мандалы V-VIII. Изд. 2-е испр. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. Отв. ред. П. А. Гринцер. – М.: Наука. РАН, 1999.– 744 с.  
167.  Ригведа. Мандалы IX-X. Изд. 2-е испр. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. Отв. ред. П. А. Гринцер. – М.: Наука. РАН, 1999.– 560 с.  
168.  Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре / Пер. с грузинского Ш. Нуцубидзе. Под ред. А. Барамидзе. – Тбилиси: Мерани, 1977. – 240 с.  
169.  Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. – М.: Наука, Гл. ред. восточ. лит-ры, 1991. – 136 с.  
170.  Самаведа / Пер. и комент. С. А. Матвеева. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. – 463 с.  
171.  Сидоров Е.В. Онтология дискурса. Изд 2-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 232 с.  
172.  Симонов П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. М.: Наука, 1992. № 11 – С. 3-24.  
173.  Смирнов К. Ф., Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. – М.: Наука, 1977. – 82 с.  
174.  Смирнов А. П. Скифы. – М.: Наука, 1966. – 200 с.  
175.  Соколов С. Н. Зороастризм // Авеста в русских переводах (1861-1996) /Сост., общ. ред., примеч., справ. раздел И. В. Рак. Изд. 2-е. – М.: Летний сад, 1996. – С. 7-21.  
176.  Спивак Д. Л. Язык при измененных состояниях сознания // Природа. – М.: Наука. 1988 № 5. – С. 24-33.  
177.  Ставиский Б. Я. Кушанская Бактрия: Проблемы истории и культуры. – М.: Наука, Гл. ред. восточ. лит-ры, 1977. – 296 с.  
178.  Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России / Пер. с англ. Т.В. Китаиной. – М.: ЗАН Центрполиграф, 2008. – 191 с.  
179.  Суждение Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Изд. подготовлено О.М. Чунаковой. – М.: «Восточная литература» РАН, 1997. – 352 с.  
180.  Тейлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. – Смоленск: Русич, 200. – 624 с.  
181.  Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. – М.: Вост. лит-ра, РАН, 1998. – 398 с.  
182.  Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Пер. с англ. Н. Р. Гусевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 528 с.  
183.  Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990.– 662 с.  
184.  Токарев С. А. Религия в истории народов мира. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1986.– 576 с.  
185.  Топоров В. Н. Праславянская культура в зеркале имен собственных (элемент *mir) // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С. 11-141.  
186.  Топоров В. Н. Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы) // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С. 360-428.  
187.  Топоров В. Н. Indo-Iranica: к связи грамматического и мифоритуального //Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С. 455-478.  
188.  Топоров В. Н. Авест. Өrita, Өraētaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С.479-504.  
189.  Топоров В. Н. О метаязыковом аспекте митраической мифологии в связи с реконструкцией некоторых древних представлений // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С. 591-606.  
190.  Топоров В. Н. О древнеиндийской заговорной традиции // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С. 607-698.  
191.  Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического: Избранное. – М.: «Прогресс» – «Культура», 1995. – С. 7 – 111.  
192.  Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического: Избранное. – М.: «Прогресс» – «Культура», 1995. – С. 193-258.  
193.  Топоров В. Н. О двух типах древнеиндийских текстов, трактующих отношение целостности – расчлененности и спасения // Переднеазиатский сборник. III История и филология стран Древнего Востока – М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1979. – С. 215-228.  
194.  Украинцы. – М.: Наука, 2000. – 535 с.  
195.  Ульциферов О. Г. Культурное наследие Индии. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. – 875 с.  
196.  Упанишады. / Пер. с санскрита, след., коммент. и прил. А. Я. Сыркина. Изд. 2-е, доп. – М.: Восточ. лит-ра РАН. – 782 с.  
197.  Фрай Р. Наследие Ирана. – М.: Гл. ред. восточ. лит-ры изд-ва «Наука», 1971. – 468 с.  
198.  Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. – М.: Гл. изд-во восточ. лит-ры, 1978. – 605 с.  
199.  Хайям О. Рубаи. – Смоленск: Русич, 2009. – 480 с.  
200.  Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. – 416 с.  
201.  Черных Е. Н. Циркумпонтийская провинция и древние индоевропейцы // Древний Восток: этнокультурные связи. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1988. – С. 37-57.  
202.  Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин / Под ред. Ю.Ю. Карпова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 711 с.  
203.  Чунакова О.М. Цветовая символика в пехлевийских текстах // Петербургское востоковедение. Вып. 6. – С. 194-201.  
204.  Шапошникова О. Г., Фоменко Н. Ф., Довженко Н. Д. Ямная культурно-историческая область (южнобугский вариант). – Киев: Наукова думка, 1986. – 160 с.  
205.  Шарль Ш. «Испечь мир»: ритуал и мысль в древней Индии / Пер. с франц. и вступ. ст. В. Г. Лысенко. – М.: Восточ. лит-ра, 2005. – 350 с.  
206.  Шумов С.А., Андреев А. История Запорожской Сечи. – Киев-Москва: Евролинц, 2003.– С. 75-131.  
207.  Шорин А. Ф. Энеолит Урала и сопредельных территорий (проблема культурогенеза). Автореф. дисс. на соискание доктора истор. наук. – Новосибирск, 1995. – 47 с.  
208.  Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем: Элементы семиотики. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2010. – 64 с.  
209.  Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с франц., 3-е изд. М.: Академический Проект; Парадигма, 2005. – 224 с.  
210.  Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / Пер. с англ. – М.: Ладомир, 1999. – 520 с.  
211.  Эрман В. Г. Ведическая религия // Древо индуизма. – М.: Восточная литература РАН 1999. – С. 41-63.  
212.  Юнг К.Г. Тавистокские лекции // Символическая жизнь. Изд. 2-е. М.: Когито-Центр, 2013. С. 10-195.  
213.  Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. А.А. Спектор. М.: АСТ, Минск.: Харвест, 2005. – 400 с.  
214.  Яценко С. А. Эпический сюжет ираноязычных кочевников в древностях степной Евразии // Вестник древней истории. – М.: Наука, 2000 № 4. – С. 86-104.  
215.  Branke P. von Dyâus Asura, Ahura Mazdâ und die Asuras. Studien und Versuche auf Gebiete alt-indogermanischer Religionsgeschichte. – Halle: Max Niemeyer, 1885. – 130 p.  
216.  E.F. Bryant Concluding remarks // The Indo-Arian Controversy/ Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 468-506.  
217.  Eggers A. Der arische (indo-iranische) Gott Mitra. Eine sprach– und religionsgeschichtliche Studie – Jurjew: Druck von Mattiesen, 1894. – 76 p.  
218.  Fosse L.M. Aryan past and post-colonial present: the polemics and politics of indigenous Aryanism //The Indo-Arian Controversy/ Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 434-467.  
219.  Gonda J. Vedic Literature. A History of Indian Literature. Band 1.– Wiesbaden: Otto Harrassonwitz, 1975. – 463 p.  
220.  Hillenbrandt A. Varuņa und Mitra. Ein Beitrag zur Exegese des Veda – Breslau: G.P. Aderholz’ Buchhandlung, 1877. – 159 p.  
221.  Hock H.H. Philology and the historical interpretation of the Vedic texts //The Indo-Arian Controversy/ Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 282-308.  
222.  Кak S. Vedic astronomy and early Indian chronology //The Indo-Arian Controversy/ Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 309-331.  
223.  Kenoyer J. M. Culture change during the Late Harappan period at Harappa: new insights on Vedic Aryan issues // The Indo-Arian Controversy / Evidence and Indian history / Edited by E. F. Bryant and L. L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 21 – 49.  
224.  Lal В. В. Aryan invasion of India: perpetuation of a myth //The Indo-Arian Controversy/ Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 50-74.  
225.  Lamerg-Karlovsky C.C. Archaeology and language: the case of the Bronze Age lndo-Iranians / Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 142-177.  
226.  Parpola A., Carpelan C. The cultural counterparts to Proto-Indo-European, Proto-Uralk and Proto-Aryan: matching the dispersal and contact patterns in the linguistic and archaeological record / Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 107-143.  
227.  Patton L.L. Introduction //The Indo-Arian Controversy/ Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 1-19.  
228.  Saudavar A. The Aura of Kings Legitimacy and Devine Sanction in Iranian Kingship // Bibliotheca Iranica: Intellectual tradition. Vol.10. –Costa Mesa, California: Mazda Publishers, 2003. – 128 p.  
229.  Schmitt R. Spuren des Kurznamens Altiran. Ŗta– //Индоиранское языкознание и типология языковых ситуаций. Сборник статей к 75-летию профессора Александра Леонидовича Грюнберга (1930-1995) /Отв. Ред. М.Н. Боголюбов. – СПб: Наука, 2006. – С. 106-110.  
230.  Shaffer J. G., Lichtenstein D.A. South Asian archaeology and the myth of Indo-Aryan invasions // The Indo-Arian Controversy / Evidence and Indian history/ Edited by E. F. Bryant and L. L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 75-104.  
231.  Toporov V. N. The Veda and Avesta sub Specie of Reconstruction of the Indo-Iranian proto-text // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006 – С.431-439.  
232.  Toporov V. N. Parallels to Ancient Indo-Iranian Social and Mythological Concepts // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С. 440-454.  
233.  Windischman F. Mithra. Ein Beitrag zum Mithengeschichte des Orients – Leipzig: in Commission bei F. Brockhaus, 1857. – 90 p.  
234.  Witzel M. Indocentrism: autochthonous visions of ancient India //The Indo-Arian Controversy/ Evidence and Indian history/ Edited by E.F. Bryant and L.L. Patton. – London, New York: Routledge, 2005. – p. 341-403  
235.  Zaehner R. C. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. – 2003. – 393 p.