Выдающаяся роль А.А. Смирнова в институциональном развитии советской психологии при изучении памяти, мышления, рефлексии, творчества

Автор: И.Н. Семенов

Тип: статья Язык: русский

Год издания: 2020 Место издания: Москва Число страниц: 5

Издательство: ООО "Издательство ТРИУМФ" (Москва)

АННОТАЦИЯ:

В статье с позиций институционально-персонологического подхода на фоне анализа истории отечественного человекознания впервые дифференцируются основные периоды жизнетворчества и характеризуется научно-организационная деятельность А.А. Смирнова – лидера послевоенной советской психологии, создателя научной школы произвольного запоминания, директора Психологического института периода 1945-1973 годов, академика АПН СССР. При этом акцентированы недостаточно изученные в истории психологии аспекты его профессиональной деятельности, например, связанные с поддержкой А.А. Смирновым становления в стране психологии научного творчества, развития тестологии и историко-психологических исследований. Впервые на фоне анализа взаимодействия А.А. Смирнова с другими лидерами психологии (А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, М.Г. Ярошевский) показаны его основные достижения, охарактеризован вклад в становление советской психологической науки середины ХХ в. и обобщено значение научной и организационной деятельности для перспектив дальнейшего развития современного человекознания.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
 
1.  А.А. Смирнов в воспоминаниях современников: психологический портрет выдающегося ученого / отв. ред. и сост. В.В. Рубцов, Э.А. Фарапонова. М. ПИ РАО, 1999.  
2.  Алексеев Н.Г., Пономарев Я.А., Юдин Э.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии / автор вст. ст. и отв. ред. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1971.  
3.  Блонский П.П. Память и мышление. М.: Соцэкгиз, 1935; То же: СПб.: Питер, 2001.  
4.  Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.  
5.  Вопросы психологии обучения труду / Под ред. А.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1962.  
6.  Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1955.  
7.  Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивнаяакмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005.  
8.  Комм А.Г. Реконструкция в воспроизведении (К вопросу о соотношении мышления и памяти) // Ученые записки Ленинградского гос. пед. института им. А.И. Герцена / Отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л., 1940. Т. 34. С. 181-269.  
9.  Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. 1968. № 7. С. 68-71.  
10.  Любимов С.Е., Семенов И.Н. Научная деятельность Б.М. Теплова и его концепция творчества полководца в процессе практического мышления // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 3. С. 9–51  
11.  Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Становление эргономики как научной дисциплины // Проблемы методологии в эргономике. Труды ВНИИТЭ. Серия: Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, И.Н. Семенова. М.: ВНИИТЭ, 1979. С. 28-67.  
12.  Орлов С.С., Семенов И.Н. Оценка творческого потенциала научных коллективов (праксиологическаярефлексика) // Человек в мире интеллектуальных систем / под ред. И.С. Ладенко, В.В. Давыдова, И.Н. Семенова. – Новосибирск. НГУ, 1991. – С. 184–194.  
13.  Петровский А.В. История советской психологии. Основы психологической науки. М. Просвещение, 1967.  
14.  Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.  
15.  Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / отв. ред. А.Н. Леонтьев. М. Изд-во АПН РСФСР, 1960.  
16.  Пономарев Я.А. Знаие, мышление и умственное развитие. М. Просвещение, 1967.  
17.  Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Исследование проблем психологии творчества // Вопросы психологии. 1979. № 3/  
18.  Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Богоявленская Д.Б. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная: коллективная монография / под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990.  
19.  Проблемы руководства научным коллективом. Опыт социально-психологического исследования / Отв. ред. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1982.  
20.  Психологическая наука в СССР: в 2 т. / Под ред. Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др.; редактор изд-ва Я.А. Пономарев. М.: Изд-во АПН РСФСР. Т. 1, 1959; Т. 2, 1960.  
21.  Психологические тесты для взрослых по Эд. Торндайку в обработке Б.М. Теплова, П.А. Шеварева, А.А. Смирнова: в 3 ч. М., 1931.  
22.  Развитие логической памяти у детей. Коллективная монография / Пд ред. А.А. Смирнова. М.: Педагогика, 1976.  
23.  Рубинштейн С.Л. Основы психологии (1935, 1940, 1946); Основы общей психологии: в 2 т. / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского. М.: Педагогика, 1989.  
24.  Семенов, И. Н. Бехтерев Владимир Михайлович (ст.). Блонский Павел Петрович (ст.). Выготский Лев Семенович (ст.). Гениальность (ст.). Душа(ст.). Индивидуальность(ст.). // Большая советская энциклопедия. Т. 5. С. 601-602; Т.6. С.241-242; Т.9; Т.10. С.188; М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970-1973.  
25.  Семенов И.Н. Опыт экспериментального моделирования интеллектуально-личностных аспектов творческой деятельности // Материалы IV съезда Общества психологов. Тбилис: Мерцниеба, 1971.  
26.  Cеменов И.Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / Под ред. А.В. Петровского. М. МГПИ, 1973. С. 94–115.  
27.  Семенов И.Н. Алексеев Никита Глебович. Пономарев Яков Александрович. Семенов Игорь Никитович. Шеварев Петр Алексеевич // ММК (Московский Методологический Кружок) в лицах: в 2 т. Т. 1. M.: Наследие ММК, 2007.  
28.  Семенов И.Н. С.Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества. Панорама развития философско-психологической системы С.Л. Рубинштейна в современномчеловекознании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С.63-89, 106-116.  
29.  Семенов И.Н. Вехи и направления развития Психологического института и изучения в нем рефлексии // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановск4ие чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г.Щукиной (1914-2014). Москва, 22-23 апреля 2014 года // Альманах Научного архива психологического инсти тута / Сост , научн. Ред. О.Е.Серова, Е.П.Гусева/ Под общ.ред. В.В. Рубцова. М.: АлькорПаблишер, 2014. Вып. 7 юбилейный. C. 200-213.  
30.  Семенов И.Н.Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. М.: Научный фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2014.  
31.  Семенов И.Н. Рефлексивная персосонология жизнедеятельности А.М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2014. № 6. С. 49-73.  
32.  Семенов И.Н. Рефлексия жизнетворчества А.В. Петровского и развитие истории и теории общей и социальной психологии и педагогики // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2014. № 6. C. 10-48.  
33.  Семенов И.Н. Влияние взаимодействия школ Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского на развитие рефлексивной психологии творчества / И.Н. Семенов // Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. М.: ИП РАН, 2015. С. 375-409.  
34.  Семенов И.Н. Рефлексия жизнедеятельности А.А. Бодалева и развития психологии общения и акмеологии выдающихся личностей // Акмеология. 2015. № 2 и № 4.  
35.  Семенов И.Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015-б. № 4.С. 19-52.  
36.  Cеменов И.Н. К 130-летию Общества психологов и к 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева: обзор развития секции «психология творчества» // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 6. C. 29-68.  
37.  Семенов, И.Н. Методологическая рефлексия параллелей развития научного творчества и школ Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Г.И. Челпанова / И.Н. Семенов // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Г.И.Челпанов / Альманах Научного архива Психологического института / Сост., науч. ред., отв. вып. О.Е. Серова, Е.П. Гусева. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. Вып. 8. C. 145-157.  
38.  Семенов И.Н. Типология психологических школ Б.М. Теплова и рефлексивная персонология развития его одаренной личности // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы междунар. юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Под ред. Кабардова. М.: Изд-во «Перо», 2017. С. 87-101.  
39.  Семенов И.Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества П.Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете (к 115-летию со дня рождения) // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. 2017. № 2. С. 32-49.  
40.  Семенов И. Н. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 3-20.  
41.  Семенов И.Н. Обзор институционального развития советской психологии в контексте истории российского человекознания (К 100-летию советской психологической науки) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018 . № 6А. С. 98-115.  
42.  Семенов И.Н. Рефлексивно-культурологический обзор влияния научного творчества Г.Г. Шпета на развитие человекознания (К 140-летнему юбилею философа-психолога) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. № 4А. С. 188-208.  
43.  Семенов И.Н. Первопроходческая роль Е.А. Будиловой в реализации исследовательских программ С.Л. Рубинштейна и методологические проблемыпериодизациироссийской дореволюционной/советской/постсоветской) психологии // Историческая преемственность в отечественной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. М.: ИП РАН, 2919. С. 47-67.  
44.  Семенов И.Н., Ковалева Н.Б., Степанов С.Ю. Развитие рефлексивно-творческих ресурсов человеческого капитала в контексте психолого-педагогической концепции Д.И. Фельдштейна (К 90-летнему юбилею) // Мир психологии. 2019. № 4.С. 12-41.  
45.  Семенов И.Н., Ссорин Ю.А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 5-6. С. 7- 46.  
46.  Серова О.Е., Гусева Е.П., Козлов В.И. Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования: документальная летопись к 100-летию со дня основания / Под общ.ред. В.В. Рубцова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. - 248 с.  
47.  Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. М., 1926.  
48.  Смирнов А.А. Введение в педологию в связи с учением о поведении человека. М., 1927.  
49.  Смирнов А.А. Психология профессий. M., 1927.  
50.  Смирнов А. А. Профориентация и профконсультация в школе // На путях к новой школе. 1932. № 5.  
51.  Смирнов А.А. Рецензия на «Ученые записки» кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (под ред. С.Л. Рубинштейна) // Советская педагогика. 1939. № 10. С. 129-135.  
52.  Смирнов А.А. Влияние направленности и характера деятельности на запоминание // Труды института психологии Грузинской ССР. Тбилиси, 1945. С. 395-426.  
53.  Смирнов А.А. Процессы мышления при запоминании // Известия АПН РСФСР. Вып. 1. М.: АПН РСФСР, 1945. С. 7-88.  
54.  Смирнов А.А. Психология памяти и ее воспитание. М. Учпедгиз, 1948-б.  
55.  Смирнов А.А. Вопросы психологии личности советского школьника // Советская педагогика, 1950, № 2, с. 68-84.  
56.  Смирнов А.А. Состояние психологии и ее перестройка в свете учения И.П. Павлова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.  
57.  Смирнов А. А. Детская и педагогическая психология в СССР. М., 1954.  
58.  Смирнов А.А. 50 лет Института психологии // Советская педагогика. 1963. № 6. С. 9-56.  
59.  Смирнов А.А. Пути развития советской психологии (вечерняя лекция на ХУШ межд. псхол.Конгрессе). М.: Изд-во МГУ, 1966 (пер. на англ., нем, фр. и др. ин.языки).  
60.  Смирнов А. А. К столетию «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинского // Вопросы психологии. 1968. № 4. С.3-17.  
61.  Смирнов А.А. Ян Амос Коменский и проблемы психологии // Вопросы психологии, 1970. № 6. С. 17-33.  
62.  Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / Под ред. М.Г. Ярошевского (Серия «Основы психологии» / Отв. ред. А.А. Смирнов). М.: Педагогика, 1975.  
63.  Смирнов А. А. Борис Михайлович Теплов по воспоминаниям о нем // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. Педагогика, 1977. С. 5-21.  
64.  Смирнов А.А. Психологические воззрения И.М. Сеченова // Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения / Под ред. Е.А. Будиловой, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1980. С. 413-438.  
65.  Смирнов А.А. Психология запоминания (1948) // Избранные психологические труды: в 2 т. / Cост. А.А. Никольская; отв. ред. Б.Ф. Ломов; авт. вст. ст. Б.Ф. Ломов, А.А. Никольская. М. Педагогика, 1987.  
66.  Теплов Б.М. Ум и воля военачальника // Военная мысль. 1943. № 12. С. 64-82; Он же: К вопросу о практическом мышлении (Опыт психологического исследования мышления полководца на военно-историческом материале) // Ученые записки МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 90 / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. М. МГУ, 1945. С. 149-214; Он же: Ум полководца. 4-е изд. М., 1990.  
67.  Человек науки / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука,1974.  
68.  Школьные тесты / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1929.  
69.  Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты российской науки. 2-е изд. М.: КРОН-ПРЕС, 2001.  
70.  Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы психологической науки. М.: Мысль, 1971; 2-е изд. 1974.  
71.  Ярошевский, М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки / М. Г. Ярошевский // Репрессированная наука. Л., 1991. Вып. 1: Психология и марксизм / Под ред. М. Г. Ярошевского. С. 9-33.  
72.  Ярошевский М.Г. Наука о поведении: Русский путь. Избранные труды. М.; Воронеж: МПСИ, 1996.  
73.  Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии (Серия «Основы психологии» /Под ред. А.А. Смирнова. М.: Педагогика, 1974.