«Башкирский ислам» : истоки, эволюция, современное состояние

Авторы: Аминев Закирьян Галимьянович, Ямаева Лариса Асхатовна

Тип: монография Язык: русский ISBN: 978-5-93673-294-2

Год издания: 2020 Место издания: Москва Число страниц: 280

Издательство: ООО "Издательство ТРИУМФ" (Москва)

АННОТАЦИЯ:

Книга посвящена малоизученной теме: особенностям распространения и бытования ислама у башкир. В ней освещаются проблемы доисламского мировоззрения башкир, его влияния на формирование региональной модели мусульманской религии и суфийской формы ее восприятия, а также на уровень современной религиозной культуры башкир-мусульман. Рассчитана на ученых: этнологов, религиоведов, культурологов; преподавателей вузов и студентов.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
 
1.  А.А. Валидов – организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917-1920). Документы и материалы. Ч. 1. Уфа, 2005.  
2.  Башкирские родословные / Сост., пер. на рус. яз. Р.М. Булгаков, М.Х. Надергулов. Уфа, 2002. Вып. 1. Башкирский народный эпос. М., 1977.  
3.  Башкирское народное творчество (БНТ). Богатырские сказки. Т. 3. / Пер. с башк. Уфа.,1988.  
4.  Башкирское народное творчество (БНТ). Волшебные сказки и сказки о животных. Т. 3. / Пер. с башк. Уфа, 1989.  
5.  Башкирское народное творчество (БНТ): Т. 10. Исторический эпос. / Пер. с башк. Уфа, 1999.  
6.  Башкирское народное творчество (БНТ): Т. 12. Обрядовый фольклор. Уфа, 2010.  
7.  Башкирское народное творчество (БНТ): Т. 2. Предания и легенды. / Пер. с башк. Уфа, 1987.  
8.  Башкирское народное творчество (БНТ). Сказки. / Пер. с башк. Уфа, 1977.  
9.  Башкирское народное творчество (БНТ). Песни. Кн. 1. / На башк. яз. Уфа,1974.  
10.  Башкирское народное творчество. (БНТ). Предания и легенды. Т. 1. / На башк. яз. Уфа, 1980.  
11.  Башкирское народное творчество (БНТ). Сказки. Кн. 2. / На башк. яз. Уфа, 1976.  
12.  Башкирское народное творчество (БНТ). Сказки. Кн. 3. / На башк. яз. – Уфа, 1978.  
13.  Башкирское народное творчество (БНТ). Эпос. Кн. 1. / На башк. яз. Уфа, 1972.  
14.  Башкирское народное творчество (БНТ). Эпос. Кн. 2. / На башк. яз. Уфа, 1973.  
15.  Башкордский шейх Зейнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев). Божественные истины, постижение которых необходимо для мюридов суфийского братства Накшбандийа, славословия [Аллаху] и молитвы-«салауат» (Канон дыхательных упражнений суфийского братства Накшбандийа-халидийа) // Шейх Муххаммад Амин аль-Курди аль-Эрбели. Книга вечных даров: (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа). / Пер. с араб. Уфа, 2001. С.342-366.  
16.  Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1. / Пер. с осман. Казань, 2005.  
17.  Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения: Индия. Т.2. Ташкент, 1  
18.  В трех правдах сорок небылиц. Уйгурские сказки. Алма-Ата, 1989.  
19.  Валиди Тоган З. Воспоминания: книга I. / Пер. с тур. Г.Г.Шафикова, А.М.Юлдашбаева. Уфа, 1994.  
20.  Волков Д.С. Материалы к истории г. Уфы. Т. 1. Второе дополнение // НА УНЦ РАН. Ф. 21. Оп. 1. Д. 3.  
21.  Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. Л., 1972.  
22.  Документ № 88. 1742 г. 13 июня, запись показаний английского купца Гока о его поездке в Каркалпакию через казахские степи // Казахско-русские отношения в XVI – XVIII веках. Алма-Ата, 1961. С.206-207.  
23.  Игнатьев Р.Г. Гора Аушкуль и озеро того же имени // Оренбургские губернские ведомости. 1865. № 9. С.60-61.  
24.  Идукай и Мурадым /На башк. яз. Уфа, 1994.  
25.  Ислам и суфизм в Поволжье и на Урале в XIV и XV вв. (на материале исторического сочинения Мурада Рамзи) // Шейх Зейнулла Расулев. Божественные истины: Избранное / Пер. с араб. И.Р. Насырова. Уфа, 2008. С.190 -201.  
26.  Каганкатваци Моисей. История Агван. СПб., 1861.  
27.  Кашгари М. Диван Лугат ат-Турк / Перевод, предисловие и комментарии З.-А.М. Аузевой. Алматы, 2005.  
28.  Куныр буга // Башкирское народное творчество. Эпос. Кн. 1. / На башк. яз. Уфа, 1972. С. 274-292.  
29.  Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906-1917 гг.: Сборник документов и материалов / Сост. Л.А. Ямаева. Уфа, 1998.  
30.  Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень. Уфа, 2012.  
31.  Рахманкулова С.Г. Муфтий Габдрахман Расулев – страший сын Ишан Хазрата Расулева. Челябинск, 2000.  
32.  Рашид-ад-Дин. Огуз-наме. Баку, 1987.  
33.  Урал батыр // Башҡирское народное творчество. Эпос. Книга 1. / На башк. яз. Уфа, 1972. С. 33-134.  
34.  Абаев В.И. Два зороастризма в Иране (Иран Восточный – Иран Западный. Два лица одной этнической культуры) // Вестник древней истории. 1990. № 4. С. 198-207.  
35.  Абаев В.И. О языковом субстрате // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР. 1956. № 9. С. 57-69.  
36.  Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. М., 1992.  
37.  Абашин С. «Народный» суфизм в современной Средней Азии // Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. Казань, 2005. С. 220-230.  
38.  Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе, 1990.  
39.  Абрамзон С.М. Фольклорные мотивы в киргизских преданиях генеалогического цикла // Фольклор и этнография. Л., 1977. С. 154-163.  
40.  Абсалямова Ю.А. О региональной форме ислама у башкир // Люди, культуры, пространство: социокультурная динамика мира Евразии. Уфа, 2016. С. 198-204.  
41.  Абсалямова Ю.А. Память о мусульманских святых у башкир // Центральному духовному управлению мусульман России 225 лет. Уфа, 2013а. С.33-34.  
42.  Абсалямова Ю.А. Ураза мусульман г. Уфы: некоторые особенности возрожденного ислама // Мусульманский мир Российского Востока: традиции и новации. Уфа, 2013б. С.255-259.  
43.  Аверьянов Ю.А. Культ природы в суфийском памятнике XV века («Вилайет-наме Бекташа Вели») // Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.,2004. С. 243-265.  
44.  Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII-XIX вв. Уфа, 1999.  
45.  Азнабаев Б.А. Вотчинное законодательство середины XVI в. и башкирское землевладение // Панорама Евразии. 2013. № 1. С. 19-25.  
46.  Азнабаев Б.А. К вопросу о смертной казни в башкирском обществе XVII – первой трети XVIII в. // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы VII Всероссийской тюркологической конференции. Уфа, 2016. С. 29-31.  
47.  Алгар Х. Шейх Зайнулла Расулев // Ватандаш. 1998. № 9. С.123-138.  
48.  Аминев З.Г. Башкирский мифологический персонаж шурале // Семья и семейные традиции у народов Башкортостана. Уфа, 2008. С. 9-14.  
49.  Аминев З.Г. Башкирское слово «эрзэнэ» и его связь с индоиранским миром // Вестник Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан № 14. Уфа, 2013. С. 19 -22.  
50.  Аминев З.Г. О некоторых параллелях в мифологии башкир и народов Памира // Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность. Уфа, 2003. С. 221-226.  
51.  Аминев З.Г., Ямаева Л.А. Региональные особенности ислама у башкир. Уфа, 2009.  
52.  Андреева А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.  
53.  Андреев М.С., Пещерева Е.М. Ягнобские тексты. М.-Л., 1957.  
54.  Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов: Опыт реконструкции. Абакан, 1997.  
55.  Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.  
56.  Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII – первая половина XIX в.). Уфа, 1997.  
57.  Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа, 2006.  
58.  Ауэзов Е.К. К истории исламизации населения Жетысу XV – XIX вв. // Отан тарихы (Отечественная история). Алматы, 2006. № 4. С.42-50.  
59.  Ахметьянов Р.Г. Мифологические образы Евразии в фольклоре народов Поволжья // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1978. С.10-16.  
60.  Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981.  
61.  Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М., 1972.  
62.  Бабаева Н.С. Давра – обряд выкупа грехов умершего // Этнография Таджикистана. Душанбе, 1985. С. 58-63.  
63.  Бадер О.Н. Древнейшая металлургия Приуралья. М., 1964.  
64.  Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии // Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. М., 1968.  
65.  Бартольд В.В. Улугбек и его время // Бартольд В.В. Сочинения. Т. II (2). М., 1964. С. 25-198.  
66.  Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970.  
67.  Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1992.  
68.  Башкиры / отв. ред Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015.  
69.  Бердин А.Т. Башкиро-татарский этносоциальный симбиоз в исторической структуре уммы Урало-Поволжья // Исламская цивилизация В Волго-Уральском регионе: Сборник материалов IV Международного симпозиума. Уфа, 2010. С. 315-322.  
70.  Бердин А.Т. Модернизация башкирского традиционного общества: выбор модели развития // Перспективы развития башкирского народа: осмысление истории, сохранение традиций, модели национально-государственного строительства: Сб. статей. Уфа, 2015. С. 169-176. Бертельс Е. Из очерка «Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы» // Суфии: Собрание притч и афоризмов. М., 2002. С. 477-529.  
71.  Бешевлиев Веселин. Вярата на пъервобългарите // Годишник на СУ историко-филологический факультет. Вып. 35. София, 1939. С.1-63.  
72.  Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX – XX вв. М., 1991.  
73.  Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.  
74.  Боголюбов М.Н. Праздник «сокрушения Вритры» в древнем Хорезме // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 44. № 3. 1985. С.195-203.  
75.  Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). 3-е изд. Т. 25. М., 1976.  
76.  Боргояков М.И. Об одном древнейшем мифологическом сюжете, его эволюции и отражении в фольклоре народов Евразии // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980. С.272-276.  
77.  Бородовская Л.З. Исследование традиции суфийского тариката Ясавия в аспекте его влияния на татарскую исламскую культуру // Исламоведение. 2016. Т. 7. № 4. С. 103-109.  
78.  Бочаров В.В. Антропология права. Статьи, исследования. СПб., 2013.  
79.  Брилева Д.С. И. Гаспринский и газета «Терджиман» в журнале «Шура» (1908-1917) // Исламоведение. 2015. Том 6. № 2 (24). С. 5-14.  
80.  Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1981. С. 229-230.  
81.  Бурнаков В.А. Духи среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006.  
82.  Бустанов А.К. Суфийские легенды об исламизации Сибири // Тюркологический сборник. 2009-2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М., 2011. С. 33-78.  
83.  Бухарова Г.Х. Башкирские топонимы, образованные от субстратных географических терминов индоиранского происхождения // Российский гуманитарный журнал. 2016. Том 5. № 5. С. 517-531.  
84.  Бухарова Г.Х. Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии. Уфа, 2003.  
85.  Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. Уфа, 2001.  
86.  Валеев Д.Ж. Моральная проблематика в эпосе «Урал батыр» // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1976. С. 3-8.  
87.  Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989.  
88.  Валеев Д.Ж. Связь мировоззрения древних башкир с домусульманскими верованиями // Проблемы религиозного синкретизма и развития атеизма в современных условиях. Чебоксары, 1973. С. 47-50.  
89.  Васильев Д.Д. Древнетюркская эпиграфика Южной Сибири // Тюркологический сборник. 1975. М., 1978. С. 92-102.  
90.  Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб., 2010.  
91.  Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.,1986.  
92.  Владыкина Т.Г., Панина Т.И. Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: II. Палэсмурт («половинный человек / человекообразное существо - половинка») // Ежегодник финно-угорских исследований. Выпуск 4. Ижевск, 2015. С. 59-67.  
93.  Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира. М., 1993. С.109-136.  
94.  Воробьев Н.И. Археологические и этнографические исследования в Татарской АССР летом 1946 года // Советская этнография. 1947. № 1. С. 206 -209.  
95.  Вощинина А.И. О связах Приуралья с Востоком в VI-VII вв. // Советская археология. 1953. Вып. XVII. С. 183-196.  
96.  Галин С.А. Божество Хумай // Ядкяр. 2000. № 2. С.19-27.  
97.  Галлямов Р. Исламское возрождение в Волго-Уральском макрорегионе: сравнительный анализ моделей Башкортостана и Татарстана // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход: Сб. статей. М., 2007. С. 71-117.  
98.  Галяутдинов И.Г. «Тарих-нама-и булгар» Тажетдина Ялсыгулова («История булгар»). Уфа, 1990.  
99.  Гарустович Г.Н. Мусульманские погребальные памятники и вопрос о распространении ислама в южноуральском регионе (К постановке проблемы) // Источники по истории и культуре Башкирии. Уфа, 1986. С. 77-81.  
100.  Гарустович Г.Н. Распространение ислама в Южноуральском регионе // Проблемы духовной культуры тюркских народов СССР. Уфа, 1991. С. 26-27.  
101.  Гафферберг Э.Г. Пережитки религиозных представлений у белуджей //Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.,1975. С. 224-247.  
102.  Гекман Л.П. Мифология и фольклор Алтая. Барнаул, 2000.  
103.  Гмелин И. Путешествие в Сибирь / Перевод с нем. Д.Ф. Криворучко. Соликамск, 2012.  
104.  Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.,1938.  
105.  Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра. М., 2013.  
106.  Грантовский Э.А. Послесловие // Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ. М., 1987. С. 278-299.  
107.  Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. М.,1984.  
108.  Гурштейн А.А.Зодиак и истоки европейской культуры // Вестник древней истории. 1995. № 1. С. 153-161.  
109.  Гусева Ю.Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в ХХ веке: формы, смыслы, значение. М., 2013.  
110.  Давлетбердин З. Рассказы моей бабушки // Газета «Киске Өфө» / На башк. яз. № 32 от 12-18 августа 2006 г.  
111.  Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980.  
112.  Дандес А. Фольклор: семиотика и / или психоанализ / Пер. с англ. М., 2003.  
113.  Демидова Г.М., Гелетко М.В. Библейский и коранический миф о сотворении первого человека // Востоковедение. № 144. Серия востоковедческих наук. Вып. 26. Л., 1984. С. 142-148.  
114.  Денисов Д.Н. Рахманкулов Ахметгали Абдулзагирович // Ислам на Урале: энциклопедический словарь. М., 2009. С. 305-306.  
115.  Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары, 1959.  
116.  Дерфер Г. О языке гуннов // Зарубежная тюркология. Выпуск 1. М., 1986. С. 71-136.  
117.  Джалилов А. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в. Сталинабад, 1961.  
118.  Ди Уис Д. Йасавийа // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4. М., 2003. С. 35-38.  
119.  Длужневская Г.В. Еще раз о «кудыргинском валуне» // Тюркологический сборник. 1974. М., 1978. С.230-237.  
120.  Дорошенко А.Р. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М., 1982.  
121.  Древняя и средневековая культура юго-восточного Устюрта. Ташкент, 1978.  
122.  Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.  
123.  Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно-Алтайск, 2001.  
124.  Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.). Л., 1976. С. 268-291.  
125.  Евсюков В.В. Мифология китайского энеолита. Новосибирск, 1988.  
126.  Егоров Н.И. Проблемы периодизации истории башкирского и татарского языков // Проблемы духовной культуры тюркских народов СССР / Тезисы докладов и выступлений. Уфа, 1991. С. 134-139.  
127.  Есебергенов Х. К вопросу об изживании религиозных представлений и обрядов у каракалпаков (на материале погребальной обрядности). Автореферат дис. … канд. ист. наук. М., 1963.  
128.  Есебергенов Х. «Обо» в Каракалпакии и их этнографические параллели // Фольклор, литература и история Востока. Ташкент,1984. С. 362-366.  
129.  Жандарбек З.З. Йасавийа и этническая история населения Дашт-и Кипчак (по материалам казахских шеджере) // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М., 2003. С. 326-335.  
130.  Жуковская Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы и обряды народов Зарубежной Азии. М., 1986. С. 118-134.  
131.  Зайончковский А. Старейшие арабские хадисы о тюрках (VIII-ХI вв.) // Тюркологический сборник. М., 1966. С. 194-201.  
132.  Заркон Т. Суфизм в татарском мире в начале ХХ в. (Муса Ярулла Бигиев и один из полемических аспектов этой проблемы) / Пер. с фр. // Ислам в татарском мире: история и современность / Материалы Международного симпозиума. Казань, 1997. С. 117-133.  
133.  Збруева А.В. Древние культурные связи Средней Азии и Приуралья // Вестник древней истории. 1946. № 3. C. 182-190.  
134.  Зданович С.Я., Любчанский И.Э. Исторический очерк караганской долины: древность, средневековье // Аркаим: по страницам древней истории Южного Урала. Челябинск, 2004. С. 25-48.  
135.  Зелинский А.Н., Монтлевич В.М. Предисловие // Кузнецов Б.И. Бон и маздаизм. СПб., 2001. С. 5-34.  
136.  Золотая нить: (Миасс в легендах и преданиях) / Миас. краевед. о-во. Сост. В. Усольцева. Миасс, 1994.  
137.  Ибрагим Т.К. Суфийская концепция «совершенного человека» // Человек как философская проблема: Восток – Запад. М.,1991. С.62-76.  
138.  Иванов Вяч. Вс. Антропогонические мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 1987. С.87-89.  
139.  Идиятуллина Г. Введение // Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины. / Пер. с араб. Казань, 2005. С. 10-88.  
140.  Иессен А.А. Ранние связи Приуралья с Ираном // Советская археология. 1952. Вып. XVI. С. 206-231.  
141.  Илимбетов Ф.Ф. Личные имена как источник при изучении древних верований башкир // Ономастика Поволжья. Кн. 3. Уфа, 1973.  
142.  Илимбетов Ф.Ф., Илимбетова А.Ф. Об истоках культа волка у башкир // Культ животных у башкир: история и современность. Уфа, 2009. С. 25-66.  
143.  Интервью муфтия Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Н. Нигматуллина // «Вечерняя Уфа» / На башк. яз. № 47. 23-29 ноября 2013 г.  
144.  Ислам: Энциклопедический словарь. М.,1991.  
145.  Исламов И. Легенды моей деревни // Газета «Йэшлек» / На башк. яз. № 125 от 31.10. 2002 г.  
146.  История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А.В. Смирнова. М., 2013.  
147.  История башкирского народа [ИБН]. В 7 т. Т. IV. СПб., 2011.  
148.  История Древнего Востока. Тексты и документы / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.  
149.  История древнего Востока. От ранних государственных образований до ранних империй / Под ред. А.В. Седова. М., 2004.  
150.  История татар. Казань, 2002.  
151.  Исхаков Д.М. Ислам в позднезолотоордынских татарских ханствах // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2006. С. 89-132.  
152.  Исянгулов Ш.Н. Из истории мечетей и медресе Башкортостана. Уфа, 2010.  
153.  Ишбердин Э.Ф. Птицы Башкортостана / На башк. яз. Уфа, 1986.  
154.  Ишбердина Г.Н. Формирование мировоззрения А.-З. Валиди. Уфа, 2006.  
155.  Йеттмар К. Религии Гиндукуша / Пер. с нем. М., 1986.  
156.  Кагаров Е.Г. Монгольское «обо» и их этнографические параллели // Сборник МАЭ. Т. VI. Л., 1927. С.115-124.  
157.  Казагачева З. Алтайские героические сказания «Оча-бала» и «Кан-Алтай»: Аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск, 2002.  
158.  Казак кайдан шыкты: Н.И.Гродековтын топшылауы / На казах. яз. // Алаш. 2005. №. 3. С.44-48.  
159.  Каландаров Т.С. Религиозная ситуация на Памире // Восток. 2000. № 6. С. 36-49.  
160.  Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978.  
161.  Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. М.,1988.  
162.  Каримов А.Г. Современные социально-экономические аспекты уровня жизни народов Башкортостана // Ватандаш. 2011. № 1. С. 147-152.  
163.  Кармышева Б.Х. Узбеки-локайцы Южного Таджикистана. Историко-этнографический очерк животноводства в дореволюционный период. // Труды ИИАиЭ АН Таджикской ССР. Т.XXVIII. Выпуск 1. Сталинабад, 1954.  
164.  Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.). Уфа, 1997.  
165.  Кауров Э.Н., Степугина Т.В. Древнекитайский миф и мифологическая основа созвездий Зодиака // Вестник древней истории. 1995. № 1. С. 172-175.  
166.  Кемпер М. Ал-Курсави. // Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 2. М.,1999 а. С.52-53.  
167.  Кемпер М. Ал-Чукури // Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 2. М.,1999 б. С.106-107.  
168.  Кемпер М. Суфии и Ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством / Пер. с нем. Казань, 2008.  
169.  Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.  
170.  Киекбаев Дж.Г. Лексика и фразеология башкирского языка. Уфа, 1966.  
171.  Киреев А.Н. Культ медведя в древних верованиях и отражение его в фольклоре башкирского народа // Фольклор народов РСФСР. Выпуск 6. Уфа, 1979. С. 133-137.  
172.  Климишин И.А. Занимательная астрономия. М., 1991.  
173.  Климович Л. Культ святых в исламе и исследования о нем Игнатия Гольдциэра // Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.,1938.  
174.  Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.  
175.  Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник. 1977. М., 1981. С. 117-138.  
176.  Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.  
177.  Кляшторный С.Г., Султанов Т.М. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.  
178.  Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / Пер. с англ. СПб., 2004.  
179.  Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.  
180.  Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.  
181.  Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абул-л-гази, хана Хивинского. М.-Л., 1958.  
182.  Кононов В.А. Имя и общество. М., 1974.  
183.  Корогло Х. К тюрко-венгерским фольклорным связям // Советская тюркология. 1988. № 3. С. 24-29.  
184.  Котов В.Г. Башкирский эпос «Урал батыр». Историко-мифологические основы. Уфа, 2006.  
185.  Крижевская Л.А. К вопросу о взаимоотношении населения Южного Урала и Средней Азии в неолитическую эпоху // Краткие сообщения Института археологии. Вып.122. 1970. С. 27-30.  
186.  Кропоткин В.В. Византийский сосуд из Южного Приуралья // Краткие сообщения Института археологии. Вып.87. 1962. С. 65-66.  
187.  Крупник И.Л. Зурванизм в древнем и средневековом Иране: Опыт религиоведческой реконструкции. М., 2014.  
188.  Кузеев Р.Г. Национальные движения в прошлом и логика их современного развития // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 1. М.,1993. С. 129-147.  
189.  Кузеев Р.Г. Почувствовать дыхание времени, дыхание народов…// Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 1999. Т.4, №3. С. 7-20.  
190.  Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974.  
191.  Кузнецов Б.И. Бон и маздаизм. СПб., 2001.  
192.  Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет. История религии бон. СПб.,1998.  
193.  Кулланда С.В. Уроки скифского // Вопросы языкового родства. 2011. № 5. С. 48-68.  
194.  Кульмухаметова А. Сказание о Мужавире-хазрате: По следам великого учителя // Республика Башкортостан. 2007. 8 сентября.  
195.  Кюгельген фон А. Накшбандийа-муджаддидийа. // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4. М., 2003 а. С. 56-58.  
196.  Кюгельген фон А. Нийаз-кули ат-Туркмани // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4. М., 2003 б. С.63-64.  
197.  Кюгельген фон А. Расцвет Накшбандийа-муджаддидийа в Средней Трансоксании с XVIII - до начала XIX вв.: опыт детективного расследования// Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования): Сб. статей. СПб., 2001. С.275-330.  
198.  Ласынова Н.А. Оронимия Юго-Восточного Башкортостана (Лингв. анализ). Автореф. … канд. филол. наук. Уфа, 2004.  
199.  Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.  
200.  Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы // Локальные и синкретические культы. М., 1991. С. 12-49.  
201.  Лелеков Л.А. Рецензия на книгу М. Бойс «Зороастрийцы, их религиозные верования и обряды» // Народы Азии и Африки. 1981. № 3. С. 225-232.  
202.  Лещенко В.Ю. О ритуальном использовании серебряных сосудов с отверстиями // Краткие сообщения Инстиута археологии. Вып. 150. 1977.  
203.  Лисевич И.С. Пространственно-временная организация древнекитайских мифов о культурных героях // Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом аспекте. М., 1999. С. 123-140.  
204.  Литвинский Б.А. Буддизм и среднеазиатская цивилизация // Индийская культура и буддизм / Сб. статей памяти академика Ф.И. Щербатского. М., 1972. С. 148-169.  
205.  Лобачева Н.П. Этнографический экскурс из экспедиционного прошлого // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2002. М.,2004.  
206.  Лукманова Г. Остаздарҙың остаҙы, мөтәфәннин шәхес Ғабдулла хәзрәт Сәйетов (Муллакай) / На башк. яз. Сибай, 1997.  
207.  Мажитов Н.А. Происхождение башкир // Археология и этнография башкир. Уфа, 1971. С.11-16.  
208.  Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа, 2009.  
209.  Мажитов Н.А. Южный Урал в VII-XIV вв. М.,1977.  
210.  Малов С.Е. Древние и новые тюркские языки // Известия АН СССР. ОЛЯ. 1952. Том XI. Вып. 2. Март-апрель. С.135-143.  
211.  Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.  
212.  Мингажетдинов М.Х. Мотив чудесного рождения героя в башкирских богатырских сказках // Эпические жанры устного народного творчества. Уфа, 1969. С. 57-74.  
213.  Миннигалиев Ш. Башкиры Аскинского района // Ватандаш. Уфа,1998. № 1. С. 21-28.  
214.  Миргалиев И. История принятия ислама татарским народом // Идель. 2001. № 7.  
215.  Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М., 1991.  
216.  Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. Том 2. М., 1988.  
217.  Мордасова И.В. О социальных и гносеологических корнях веры в судьбу // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1980. С.137-152.  
218.  Муйтуева В.А. Религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск, 2004.  
219.  Мухарямов Н. Ислам в Поволжье: политизация несостоявшаяся или отложенная? // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход: Сб. статей. М., 2007. С. 13-70.  
220.  Надергулов М.Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиция). Уфа, 2002.  
221.  Надршина Ф.А. Память народа / На башк.яз. Уфа, 1986.  
222.  Надршина Ф.А. Персонажи башкирских народных быличек // Актуальные проблемы башкирского эпосоведения. Выпуск 1. Уфа, 2003. С. 68-84.  
223.  Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). Изд. 2-е, доп. М., 1996.  
224.  Назаров П.С. Предварительный отчет о поездке в Башкирию // Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Дневник антропологического отдела. 1890. Вып.2.  
225.  Насыров И.Р. Духовное наследие башкирского религиозного мыслителя и суфийского шейха Зайн Аллаха ар-Расули (Расулева) в диалоге прошлого и настоящего // Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог – просветитель мусульманского мира / Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2008. С. 41-46.  
226.  Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). М., 2009.  
227.  Насыров И.Р. Предисловие // Шейх Зейнулла Расули (Расулев) ан-Накшбанди. Избранные произведения. Уфа, 2001. С. 3-22.  
228.  Новик Е.С. Представления об индивиде в традиционных культурах Сибири // У времени в плену. / Памяти С.С.Цельникера. М., 2000. С. 121-130.  
229.  Нуриева А.В. Образ шурале в башкирских народных быличках (хурафати хикая) // Башкирская филология. История, современность, перспективы. Уфа, 2005. С. 345-349.  
230.  Нуртазина Н.Д. Ислам в истории средневекового Казахстана. Алматы, 2001.  
231.  Окладникова Е.А. Тропою Когульдея. Л., 1990.  
232.  Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.  
233.  Очерки истории распространения исламской цивилизации. М., 2002.  
234.  Павлинская Л.Р. Обоо в культуре народов Восточных Саян: жизнь традиции во времена перемен // Радловский сборник. СПб., 2007. С.130-134.  
235.  Пауль Ю. Доктрина и организация Хваджаган-Накшбандийа в первом поколении после Баха ад-дина // Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования): Сб. статей. СПб., 2001. С. 114-199.  
236.  Пейруз С., Ларуэль М. Введение. Глобальные процессы трансформации идентичности и религиозности: постсоветский ислам // Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве / Казанский федералист. 2005. № 1(13). Спец. Выпуск. Казань, 2005. С. 7-25.  
237.  Персидско-русский словарь / Составитель Б.В.Миллер. М., 1950.  
238.  Петросян Ю.А. Османская империя. Могущество и гибель. М.,1990.  
239.  Петрухин В.Я. Мифы о сотворении мира. М., 2005.  
240.  Писарчик А.К. Смерть. Похороны // Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3. Душанбе, 1976. С. 118-164.  
241.  Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург,1886.  
242.  Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы». Новосибирск,1994.  
243.  Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.  
244.  Потапов Л.П. Умай – божество древних тюрков // Тюркологический сборник. 1972. М., 1973. С.265-286.  
245.  Прозоров С.М. Новый методологический подход к изучению ислама в России // Ислам как идеологическая система. М., 2004. С. 378-380.  
246.  Прозоров С.М. Суфизм как форма истолкования и бытования ислама // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Материалы III Международного симпозиума. Уфа, 2008. С. 205-207.  
247.  Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX– XX в.). Л., 1976. С.106-128.  
248.  Прянишников П. Турецкий марш по России. Исламисты Рэджепа Эрдогана оккупируют Урал и Поволжье // Наша версия. 22-28.02.2016. № 07.  
249.  Рак И.В. Введение // Мифы древнего и средневекового Ирана. СПб, 1998.  
250.  Рахимов М. Обычаи и обряды, связанные со смертью и похоронами, у таджиков Кулябской области // Известия Академии наук Таджикской ССР (отделение общественных наук). Вып. III. Душанбе, 1953. С. 107-130.  
251.  Рахманов А.Р., Рузиев Р.Ж., Рахманов А.Р. Исламское право. Учебник. Уфа, 2010.  
252.  Рахматуллина З.Н. Ислам и менталитет башкир // Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог – просветитель мусульманского мира / Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2008. С. 46-50.  
253.  Рахматуллина З.Н. Менталитет башкир: сущность, характеристики. Уфа, 2007.  
254.  Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Башкирская народная эстетика: сущность и особенности // Урал – Алтай: Материалы III Всероссийской тюркологической конференции. Уфа, 2008. С. 183–185.  
255.  Резван Е.А. «Адам и банд Адам» в Коране (к истории понятий «первочеловек» и «человечество») // Ислам: религия, общество, государство. М.,1984. С. 59-68.  
256.  Розин В.М. Становление и эволюция теоретических представлений о субъекте (от субъект-субстанции к гносеологическому субъекту Канта и современному субъекту) // Пространства жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. М., 2004. С. 67-116.  
257.  Ртвеладзе Э.В. Легенды об основанрии среднеазиатских городов и археологическая действительность // Культура юга Узбекистана в древности и средневековье. Ташкент, 1987. С.47-56.  
258.  Руденко С.И. Башкирские сказки и поверья // Археология и этнография Башкирии. Т.5. Уфа, 1973. С.17-31.  
259.  Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.  
260.  Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.  
261.  Рут М.Э. Звезды рассказывают о Земле. Екатеринбург, 1990.  
262.  Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. Уфа, 2012.  
263.  Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Пг., 1917.  
264.  Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991.  
265.  Садокова А.Р. Космогонические и этногенетические мифы рюкюсцев // Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом аспекте. М., 1999. С. 89-102.  
266.  Сафин Ф.Г., Мухтасарова Э.А., Сиразетдинов К.О. Конфессиональная идентичность и уровень религиозности населения Башкортостана (по данным этносоциологических исследований) // Вестник ВЭГУ. 2017. № 6(92). С. 82-92.  
267.  Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Занге-ата и Хазыр-Ильяс: исторические и этнические аспекты распространения ислама в Сибири // Этнографическое обозрение. 2003. № 6. С. 41-56.  
268.  Сергеев М. Теория религиозных циклов: опыт философии религии // Вестник российского философского общества. 2012. № 2. С. 71-74.  
269.  Сибгатуллина А.Т. Ахмед Зияэддин Гюмюшханеви – духовный наставник Зайнуллы Расулева // Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог – просветитель мусульманского мира / Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2008. С. 240-243.  
270.  Сикалиев А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994.  
271.  Силантьев Р.А. Новейшая история исламского сообщества России (1989-2004 гг.) / 2-е изд., испр. и доп. М.,2006.  
272.  Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: Православные и мусульмане: Суеверное поведение россиян. М.,2006.  
273.  Скрынникова Т.Д. Проявление культа солнца у народов алтайской языковой семьи // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. С.82-86.  
274.  Скрынникова Т.Д. Ранний архетип божества Умай // Культурное наследие народов Сибири и Севера. Выпуск 5. Часть 2. СПб., 2004. С.99-105.  
275.  Смирнов А. Мусульманская этика // Татарский мир. 2005. №№ 21–22 (50-51). С. 7 – 8.  
276.  Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975.  
277.  Смирнова Г.И. Новое в изучении археологических памятников северо-западной Скифии // Культура Востока: древность и раннее средневековье. Л., 1978. С. 115-130.  
278.  Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.  
279.  Снесарев Г.П. Три хорезмийские легенды в свете демонологических представлений // Советская этнография. 1973. № 1. С.48-59.  
280.  Сотникова С.В. Переворачивание сосуда в андроновском ритуале (опыт реконструкции представлений) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Сборник научных трудов. Одесса-Омск, 2007. С. 251-254.  
281.  Стеблева И.В. Жизнь и литература доисламских тюрков. М., 2007.  
282.  Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник. 1971. М., 1972. С.213-226.  
283.  Степанянц М.Т. Суфизм: мистическое мировосприятие // Степанянц М.Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее, будущее. М.,2005. С. 35-90.  
284.  Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.,1987.  
285.  Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л., 1968.  
286.  Сулейманов А., Ражапов Р. Башкирские народные архаические эпосы / На башк. яз. Уфа, 2000.  
287.  Сулейманов Ф.М. К изучению биографии суфийского целителя Мужавира Сиражетдинова // Традиционный ислам в России и выдающийся башкирский ученый-теолог, просветитель мусульманского мира, шейх Зайнулла Расулев: Материалы Международной научной конференции. Уфа, 2018. С. 255-259.  
288.  Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.  
289.  Султанов Т.И. Письма золотоордынских ханов // Тюркологический сборник. 1975. М.,1978. С. 234-251.  
290.  Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.,1975.  
291.  Сюкияйнен Л.Р. Шариат – религия или право? // Шариат: теория и практика. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2000. С. 11-23.  
292.  Тагиров Т. Одна из первых жертв репрессий // Ватандаш. 1999. № 8. С.92-106.  
293.  Таиров А.Д. Погребальный обряд населения пограничья степи и лесостепи Южного Зауралья в раннем железном веке // Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Материалы и исследования по археологии юга России. Вып. III. Сборник статей. Ростов-на-Дону, 2011. С. 420-425.  
294.  Таиров А.Д., Таирова А.А. Ранний железный век на территории Южного Урала // Аркаим: по страницам древней истории Южного Урала. Челябинск, 2004. С. 201-222.  
295.  Татарское народное творчество: Предания и легенды / На татар. яз. Казань, 1987.  
296.  Токарев С.А. Что такое мифология? // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1962. Вып.10. С. 338-375.  
297.  Толстов С.П. Древний Хорезм (Опыт историко-археологического исследования). М., 1948.  
298.  Толстов С.П. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. № 9-10. С. 3 - 41.  
299.  Топорова Т.В. Древнегерманские представления о судьбе // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 162-167.  
300.  Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / 4-е изд. СПб., 2005.  
301.  Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1988.  
302.  Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск, 1989.  
303.  Трепавлов В.В. Ислам и духовенство в Ногайской Орде XV – XVII вв. // Этнографическое обозрение. 2002. № 4. С. 100-111.  
304.  Тугушева Л.Ю. Каким богам поклонялись древние тюрки? // Altaica. IV. М., 2000. С. 144-156.  
305.  Тулебаев М. Память родной земли / На башк. яз. Уфа, 2005.  
306.  Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.  
307.  Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX – начало ХХ веков. Казань, 2003.  
308.  Тынышпаев М. История казахского народа. Ташкент, 1925.  
309.  Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.  
310.  Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1983.  
311.  Фархшатов М.Н. Стерлибашевская мадраса // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1. М.,1998. С. 89.  
312.  Фархшатов М.Н. Тукаевы // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 2. М., 1999. С. 87-88.  
313.  Фатыхова Ф.Ф. О некоторых особенностях адатных и шариатских норм в традиционной обрядности башкир // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Материалы III Международного симпозиума. Уфа, 2008. С. 145-149.  
314.  Федоров Я.А., Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978.  
315.  Феномен кочевничества в истории Евразии: Номадизм и развитие государства. Алматы, 2007.  
316.  Фомкин М.С. Султан Велед и его тюркская поэзия. М.,1994.  
317.  Фрай Р. Наследие Ирана / Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.  
318.  Франк А. Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир / Пер. с англ. Казань, 2008.  
319.  Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.-Л., 1931.  
320.  Фрейденбрг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.  
321.  Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей. М., 2005.  
322.  Хабибуллина З.Р. Мусульманское духовенство в Республике Башкортостан на рубеже XX-XXI веков. Уфа, 2015.  
323.  Хамидов Е.Н. «Машаих-и турк» и накшбандийа в Волго-Уральском регине // Исламоведение. 2013. № 2. С. 45-50.  
324.  Хамидуллин С.И. Мурад Рамзи и его место в исторической и общественно-политической мысли российских мусульман начала ХХ века // Мурад Рамзи. Нанизывание вестей и оживление преданий о событиях, произошедших в Казани и Булгаре, а также о татарских царях. Том I / Науч. ред., авт. вступ. статьи и комментариев С.И. Хамидуллин. Уфа, 2017. С. 4-25.  
325.  Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII – XIX века) / Пер. с башк. Уфа, 1973.  
326.  Хедаят С. Нейрангистан // Переднеазиатский этнографический сборник. Том. 39. М., 1958. С. 259-326.  
327.  Хисаметдинова Ф.Г., Шарипова З.Я. Термины башкирской демонологии // Советская тюркология. 1987. № 4. С. 46-51.  
328.  Хисматуллин А.А. Исламский мистицизм и Хваджаган-Накшбандийа // Мудрость суфиев / Пер. с персид. СПб, 2001. С. 7-26.  
329.  Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб, 1997.  
330.  Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб., 2003.  
331.  Хренов Н.А. Личность лиминарного типа как субъект российской цивилизации и институционализация ее картины мира в культуре // Пространства жизни субъекта: Единство и многомерность субектнообразующей социальной эволюции. М.,2004. С. 347-458.  
332.  Чвырь Л.А. Обряды и верования уйгуров в XIX – XX вв.: очерки народного ислама в Туркестане. М., 2006.  
333.  Черемисин Д.В. К ирано-тюркским связям в области мифологии: Богиня Умай и мифическая птица // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997. С. 31-43.  
334.  Цибенко В.В. (Иванова) Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неоосманский проект Назима Киприотского // Исламоведение. 2014. № 4. С. 94-103.  
335.  Шамси С.С. Популярный образ татарской мифологии // Вопросы древнетатарского фольклора / На татар. яз., Казань. 1984. С.142-153.  
336.  Шаньшина Е.В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России: Опыт мифологической реконструкции и общего анализа. Владивосток, 2000.  
337.  Шарипова З.Я. Пером и словом. Уфа, 1993.  
338.  Шафиков Г. На горе Нарыстау находится могила эпического героя древности // Миякинский район – родина Акмуллы. Уфа, 2006. С. 136-139.  
339.  Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.  
340.  Шаяхметов Ф.Ф. Между Великой Степью и оседлостью: процессы седентаризации башкир и распространения земледелия в XVII-XIX вв. Уфа, 2005.  
341.  Шестаков С.А., Петровых Ф.И. Материалы к топонимике Среднего Прикамья // Труды Камской археологической экспедиции. Ученые записки. № 191. Пермь, 1968. С. 133-135.  
342.  Эйдельман Д.И. К возможностям верификации исторических гипотез // Бюллетень Общества востоковедов РАН. Выпуск 17. Труды межинститутской научной конференции «Востоковедческие чтения 2008». М, 2010. С.519-529.  
343.  Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с фр. – Изд. 2-е. М., 2009. [Т. 1]  
344.  Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр. М., 1994.  
345.  Эрдман В.Г. Мифологические мотивы в древнеиндийской классической драме // Востоковедение. № 428. Серия востоковедческих наук. Вып. 33. Л., 1991. С.165-182.  
346.  Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.  
347.  Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. М., 2007.  
348.  Юнусова А.Б. Мобилизованный архаизм: новые тенденции в традиционной религиозной практике поклонения башкирских мусульман // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. № 3. С. 106-115.  
349.  Юсупов Р.М. Кладбища и погребальный обряд как отражение пережитков доисламских верований башкир // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Сборник материалов IV Международного симпозиума. Уфа, 2010. С. 272-275.  
350.  Юсупов Р.М. Краниология башкир. Л., 1989а.  
351.  Юсупов Р.М. Материалы по краниологии башкир. Уфа, 1989б.  
352.  Юсупов Р.М. Основные этапы формирования расового типа башкир // Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана. Уфа, 1992. С. 8-13.  
353.  Юсупов Р.М. Погребальный обряд // Башкиры-гайнинцы Пермского края: История, этнография, антропология, этногеномика. Уфа, 2008. С. 210-230.  
354.  Юсупов Р.М. Этнология башкир на рубеже тысячелетий // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006. С.95-101.  
355.  Юсупов Ю.М., Бердин А.Т. К вопросу о структуре мусульманской уммы: религиозные группы в Республике Башкортостан // Проблемы востоковедения. 2017. № 1 (75). С. 30-34.  
356.  Яковенко И.Г. Манихейско-гностический комплекс русской культуры // Россия как цивилизация: Устойчивое и изменчивое. М., 2007. С. 73–194.  
357.  Яковенко И.Г. Ментальность в структурировании субъекта и субъектности // Человек как субъект культуры. М., 2002. С. 130-151.  
358.  Яковенко И.Г. Познание России: цивилизационный анализ. М., 2008.  
359.  Якубовский А.Ю. К вопросу об исторической топографии Итиля и Болгар в IХ – Х веках // Советская археология. № Х. М., 1948. C. 255-270.  
360.  Якупов В. Роль традиционного ислама в религиозном возрождении // Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве / Казанский федералист. 2005. № 1 (13). Специальный выпуск. С. 36-46.  
361.  Ямаева Л.А. Расулев Габдрахман // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4. М., 2003. С. 68 -69.  
362.  Ямаева Л.А. Историческая реконструкция эпоса «Урал батыр»: религиозный подтекст // Панорама Евразии. 2014. № 1 (12). С. 38-44.  
363.  Ямаева Л.А. Эпос кушанской эпохи // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 186-196.  
364.  Ямаева Л.А. Суфизм в общественном сознании башкир // Вестник Академии наук РБ. 2007. Том 12, № 3. С. 56-59.  
365.  Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.