Государственная политика в области инженерного образования: традиции и современность

Автор: Добрынина Мария Владимировна

Место работы автора: Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»,

Тип: монография Язык: русский ISBN: 978-5-93673-245-4

Год издания: 2019 Место издания: Москва Число страниц: 232

Издательство: ООО "Издательство ТРИУМФ" (Москва)

АННОТАЦИЯ:

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
 
1.  Alain Renaut. Mission d’étude et de proposition sur la culture générale dans les formations universitaires. Rapport d’étape — février 2002, http://www.education.gouv.fr/rapport/renaut/renaut.pdf. The Education System in France (2001/2002).  
2.  «Утечка умов» из России: проблемы, перспективы и пути регулирования / Доклад Министерства науки и технической политики РФ. 1994. М. С. 27-28  
3.  Abankina I., Abankina T., Filatova L., Nikolayenko E., Seroshtan E. The effects of reform on the performance of higher education institutions. Journal of Applied Research in Higher Education. 2012. Vol. 4. Iss: 1 pp. 23 — 41  
4.  Abbott F., Breining-Kaufmann С., Cottier Т. International trade and human rights: foundations and conceptual issues. Michigan: University of Michigan Press, 2006. 388 p.  
5.  Ahlstrom, G. Engineers and Industrial Growth: Higher Technical Education and the Engineering Profession During the Nineteenth and Early Twentieth Centuries: France, Germany, Sweden, and England. London, 1982  
6.  Alain Renaut. Mission d’étude et de proposition sur la culture générale dans les formations universitaires. Rapport d’étape — février 2002, http://www.education.gouv.fr/rapport/renaut/renaut.pdf  
7.  Aldrich R. Lessons from History of Education. Routledge: Cromwell Press, 2006. 238 p  
8.  Alisauskas. A. J. Training Handbook and Reference Guide for Evaluators of Educational Qualifications. UNESCO., 1995  
9.  Alston P., Quinn G. The Nature and Scope of States Parties Obligations under the International Covenant of Social, Economic and Cultural Rights // Human Rights Quarterly. 1987. Vol. 9. No. 2. P. 156–229  
10.  Anyon J. What «Counts» as Educational Policy? Notes toward a New Paradigm // Harvard Educational Review. 2005. No 75. P. 65–88. URL: www.hepg.org/her/abstract/91 (17.03.13).  
11.  Aus guten Beispielen lernen. Fasgagung des Forum Bildung am 14. September. Bonn, 2002  
12.  Beck U. Risikogesellschaft. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986 (Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.)  
13.  Beiter K.D. The Protection of the Right to Education by International Law. Leiden: Koninklijeke Brill NV, 2006. 738 p.  
14.  Bell D. The Coming of Post — Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Harper/Collins, 1996  
15.  Brugermann H. Piza — 2000 // Padagogik. 2002. # 3  
16.  Brzezinski Z. America in the technotronic Age. NY., 1967. Р.21 — 22.  
17.  Burke P. The Historical Anthropology of Early Modern Italy. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 292 p.  
18.  Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Maiden (Mac)  
19.  Christian Gefert Bildungsziele, Kompetenzen und Anforderungen. Perspektiven für die Entwicklung von Bildungsstandards in philosophischen Bildungsprozessen, in Philosophie und Bildung. Beiträge zur Philosophiedidaktik / hg. Von Ekkehard Martens, Christian Gefert, Volker Steenblock .‒ Münster: LIT, 2005. ‒ S. 135-146.  
20.  Clark B. The Higher Education System. Academic Organization in Cross-national Perspective. Berkeley, СА, 1983. P. 136–181.  
21.  Deutshland. Oortrat einer Nation. Band 1. Geschichte. Mit Einleitung von R.V/ Weizsacker. Guterslon Bertelsmann Lexikothek Verlag, 1985. 440 S.  
22.  Dewey. J. Philosophy and education The latter works 1925 — 1953. vol 5.SIUP. 1984  
23.  Dobryakova M., Froumin I. Higher engineering education in Russia: incentives for real change. International Journal for Engineering Education. 2010. Vol. 26, No. 5. P. 1032-1041.  
24.  Downey, G. L., Lucena, J. C. Engineering Cultures // Science, Technology, and Society / S. Restivo (ed.). New York Oxford, 2005  
25.  Drucker P.F. Management challenges for the 21st century / Peter F. Drucker. — [Repr.]. Oxford [etc.]: Butterworth — Heinemann, 2003. — XII, 205 с.  
26.  Dukes P. The Making of Russian Absolutism, 1613–1801. London: Longmans Green and Co, 1990. 240 p.  
27.  Durkheim Й. Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World. Pine Forge Press, 2 November 2005.  
28.  Education, Technology and Industrial Performance in Europe, 1850–1939 / R. Fox, A. Guagnini (eds.). Cambridge, 1993  
29.  Eisenstadt S. N. The basic characteristics of modernization // Eisenstadt S. N. modernization, protest and change. — Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1966. p. 1-19.  
30.  Ergebnisse des Forum Bildung. Expertenberichte des Forum Bildung (Hrsg.) Arbeitsstab Forum Bildung. Bonn, 2002  
31.  Etzioni A. The End of Privacy. New York, 1999  
32.  Fletcher. B. University in the Modern World.Oxford, 1968  
33.  François Orivel. Pourquoi les universitiés françaises sont-elles si mal classées dans les palmarès internationaux? // Les notes de l’IREDU (Institut de Recherche sur l’Education), Mai (N4) 2004, http://www. u-bourgogne.fr/IREDU/notes/note044.pdf.  
34.  Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and the Reconstitution of Social Order. New York, 1999  
35.  Gale S. Etschmaier. Mergers and Acquisitions as Instruments of Strategic Change in Higher Education: Assessment Measures and Perceptions of Success — Ed.D, University of Pennsyl-vania. 2010. P. 216  
36.  Geschichte des Ingenieurs. Ein Beruf in sechs Jahrtausenden / W. Kaiser, W. Konig (Hrsg.). Munchen, 2006  
37.  Giddens Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1991  
38.  Goedegebuure L., Kaiser F., Maasen P. Higher Education Policy in International Perspective: An Overview // Higher Education Policy. An international Comparative Perspective / ed. by L. Goedegebuure, F. Kaiser et al. Oxford New York. Seul Tokyo, 1991. P. 5–6.  
39.  Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland, Verfassungsreform Deutschland. Munchen, 1998.  
40.  Huntington S. P. The clash of civilisations and the remaking of world order / Samuel P. Huntington. London [etc.]: Touchstone books, 1998. 367 с.  
41.  Institute of International Education (IIE). Open doors: Report on international student exchange 2003. Data Tables.— New York: IIE.— 2003. — 154 p. Цит. по: Мушкетова Н. С. Управление образованием как фактор развития маркетинговой среды вузов // Научный диалог. 2014. № 2 (26): Педагогика. С. 102–117.  
42.  Kaiser F., O’Heron H. Myths and Methods on Access and Participation in Higher Education in International Comparison: Thematic report. Enschede, 2005  
43.  Kimball. S.T. Education and the New America. NY.,1964  
44.  Kivinen O., Rinne R. Changing higher-education policy. Three Western models // Prospects. Vol. XXI. #3. 1991. P. 179. URL: http://collections.infocollections.org/ukedu/en/d/Jh190 5e/3.8.html (22.11.13)  
45.  Klassiker der Padagogik. 1. Band von Erasmus v. Rotterdam bis Hilbert Spengler. Heraus-gegeben von H. Sheuerl. 2. Auflage. Munchen: Verlag C. H. Beck, 1991. 380 S. S. 210.  
46.  Konig W. Technical Education and Industrial Performance in Germany: ATriumph of Heterogeneity in Robert Fox and Anna Guagnini, eds., Education, Technology and Industrial Performance in Europe, 1850–1939 (Cambridge: Cambridge University Press, 1993), pp. 65–75.  
47.  Kron F. W. Grundwissen Padagogik. 3. Uberararbeitete Auflage. Munchen, Basel: Ernst Reinhardt Verlag, 1991. 383 S. S 70. Цит по: Южанинова Е. В. Гуманистическая концепция Вильгельма Фон Гумбольдта: к 250-летию со дня рождения // Историко-педагогический журнал. 2017. №2. С. 36 — 50. С. 37  
48.  Lash S. Another Modernity, A Different Rationality. Oxford: Blackwell, 1999  
49.  Le Code de l’éducation [Электронный ресурс]. URL: http://www.esen.education.fr/fr/ressources-par-type/outils-pour-agir/guide-de-recherche-d-information/2-identifier-les-sources-dinformation-pertinentes/le-code-de-l-education/ (дата обращения: 18.05.2019).  
50.  Locke R. R. The End of the Practical Man: Entrepreneurship and Higher Education in Germany, France, and Great Britain, 1880–1940. Greenwich, Conn., 1984  
51.  Luc Ferry. De nouvelles perpectives pour l’enseignement supérieur, Conférence de presse. Электронный ресурс.  
52.  Lundgreen P. Engineering Education in Europe and the USA, 1750–1930: The Rise to Dominance of School Culture and the Engineering Professions // Annals of Science. 1990. Vol. 47. Iss. 1  
53.  Luttwak E. Turbo-capitalism : Winners a. losers in the global economy / Edward Luttwak. London : Weidenfeld & Nicolson, 1998. XIV, 290 с.  
54.  Mann, Ch. R. A Study of Engineering Education: Prepared for the Joint Committee on Engineering Education of the National Engineering Societies. New York, 1918. P. 6.  
55.  Michel Troquet, Christian Allies. Universality or Specialisation? // Higher Education Management and Policy, Vol. 16, N1, 2004, p.49—64  
56.  Mitau. G.T. State and Local Government: Politics and Processes.NY., 1966  
57.  Naisbitt J. Global Paradox. New York, 1995  
58.  Oxford (UK): Blackwell Publ. Vol. 1: The Rise of the Network Society, 1996  
59.  Reble A. Ceschichte der Padogogik. Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1959. 336 S/ S/ 179  
60.  Ringer, F. Education and Society in Modern Europe. Bloomington London, 1979.  
61.  Schmitt R. W. Universities of the future // International Journal. Continuing Engineering Education. Sydney. 1990. Vol. 1. P. 10- 17. P. 12.  
62.  Social Forces Influencing American Education NSSE. Chicago. Illinois.1961. vol.60. part.II.  
63.  Statistische Daten zu Studienangeboten an Hochschulen in Deutschland. Studiengänge, Studierende, Absolventinnen und Absolventen Wintersemester 2015/2016 [Электронный ресурс] // Statistiken zur Hochschulpolitik. 2015. No. 1. URL: http://www.hrk.de/uploads/media/HRK_Statistik_WiSe_2015_16_webseite_01.  
64.  Sztompka P. Society in Action: The Theory of Social Becoming. — Cambridge: Polity Press and University of Chicago Press, 1991  
65.  Sztompka P. Sociological Dilemmas: Toward a Dialectic Paradigm. New York: Academic Press, 1979  
66.  Tabelle Studienanfängerinnen und Studienanfänger Fächergruppe Ingenieurwissenschaften 1975–2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.komm-mach-mint.de/Service/Daten-Fakten/2012 (дата обращения: 19.05.2019).  
67.  The Engineer in America : A hist. anthology from Technology a. culture / Ed. by Terry S. Reynolds. — Chicago London : Univ. of Chicago press, Cop._1991. — 437, [8] с.  
68.  The hard way to peace : A new strategy / Amitai Etzioni. — [New York] : Crowell-Collier press, 1962. 285 с.  
69.  Tiryakian E. Civilizational Analysis // Rethinking Civilizational Analysis / edited by Said A. Arjomand and Edward A. Tiryakian. Sage. 2004. pp. 30–47  
70.  Tiryakian E. Existential Phenomenology and the Sociological Tradition // American Sociological Review. 1965. Vol. 30. № 5. P. 674—688  
71.  Vaught F.A., van. Governmental Strategies and Innovation in Higher Education. London, 1989.  
72.  Vol. 1: The Rise of the Network Society, 1996, 556 pp.  
73.  Zur Entwicklung nationaler Bildungsstandarts. Bildungsministerium fur Bildung und Forshung. Berlin, 2003.  
74.  Аделунг Ф. Барон Мейерберг и путешествие его по России : Пер. с нем. / Изд. Федором Аделунгом, д. с. с. и кавалером. — СПб: тип. К. Крайя, 1827. — VIII, 374 с. С. 354.  
75.  Актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения интеграции науки и образования. Основные проблемы социального развития России — 35 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. № 14 (126).  
76.  Алексеев О. В. Международные тенденции в инженерном образовании. // Высшее образование в России №2, 1993. С. 26-33.  
77.  Аллагулов А. М. Государственная концепция образовательной политики в Российской империи во второй половине XIX — начале ХХ в. // Теория и практика общественного развития. 2013. №4. С. 152 — 155. С. 152.  
78.  Алмонд Г., Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.  
79.  Андреев Д. А. «Пролетаризация» советской высшей школы: 1921- 1925 годы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Том 18. Вып. 44. С. 22- 26. С. 24.  
80.  Андросова Д. Н. Реформирование высшего образования Германии в условиях Болонского процесса // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 2. С. 222-237  
81.  Антология педагогической мысли в России в XVIII в. /Сост. И. А. Соловков.- М.: Педагогика, 1985.- 480 с. С. 144  
82.  Арефьев А. Л., Арефьев М. А. Инженерно-техническое образование в России в цифрах // Социология образования Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. URL: http://www.gumer. info/bibliotek.../index.php  
83.  Архангельский А. А. Пятилетие Наркомпросса // Народное просвещение. 1922. № 107. С. 2.  
84.  Архив Государственной Думы ФС РФ. Ф. 10100. Оп. 15п-Л. Д. 85. Лл. 20- 60.  
85.  Багалей Д. И., Сумцов Н. В., Бузескул В. П. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые сто лет его существования. Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1906 — XIV, 329 с. С. 41  
86.  Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. — СПб: Изд-во БГТУ, 2003. 258 с. С.48  
87.  Безрукова Л. Господин инженер. Без знания психологии, этики и культуры будущим специалистам не обойтись // Рос. газ. — Федер. вып. 2011. 30 авг. URL: http://www.rg.ru/2011/08/30/politeh.html. Дата обращения: 14.07.2019  
88.  Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 2004. 783, [3] с.  
89.  Белов О. Быть литейщиком-престижно/Комсомольская правда от 30.09.2013 [Электронный ресурс]: URL: http://www.kp.ru/daily/26139.5/3029476/. Дата обращения: 14.07.2019  
90.  Берелевич Ф. Н. Московский университет в 1800 — 1825 гг. // Ученые записки московского государственного университета. 1940. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1940. — (Юбил. сер.). [К 185-летию МГУ]. Вып. 50: Очерки по истории Московского университета / Под ред. И.Д. Удальцова и др. — 95 с. С. 28  
91.  Бержель Ж.-Л. Общая теория прав / под. общ. ред. В.И. Даниленко. М.: NOTA BENE, 2000. 576 с.  
92.  Беришвили О. Н. Исторический экскурс в проблему инженерного образования в России // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 220-231. С. 224  
93.  Бернам У. Правовая система США/ М.: Новая юстиция, 2006. 1216 с.  
94.  Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности // Полис. 2006. №3. С.12-24  
95.  Бондаревский А.М. Право на образование: сущность, принципы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. 163 c.  
96.  Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь: в 86 т. [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. — репринтное изд-е 1890 г. — М.: Терра, 1993. — X 65.-489 с.  
97.  Будник В. А. История инженерного образования и энергетической техники с древнейших времен до начала ХХ века. Иваново, 2011. 140 с.  
98.  Бутырин Г. Н., Жилина Л. Н. Коммуникация и образование: монография / Г. Н. Бутырин, Л. Н. Жилина. М.: Гардарики, 2008. 319 с. С. 259.  
99.  В. Д. Верескун, Ю. Д. Мишин, П. М. Постников. История инженерного образования в России. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012. 227 с. С. 67.  
100.  Вебер М. История хозяйства: Очерк всеобщей социальной и экономической истории. Пг.: Наука и школа, 1923. 240 с.  
101.  Вебер М. Патриархальное и патримониальное господство. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций. Вып. 9. Харьков, 2012. С. 183—248.  
102.  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Прогресс, 1990. 808 с.  
103.  Вебер М. Феодализм, «сословное государство» и патримониализм. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций / Вып. 8. Харьков, 2011. С. 225—255  
104.  Верескун В. Д. История инженерного образования в России. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. 227 с.  
105.  Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории : Ч. 1 / По распоряжению Мор. Мин-ва. СПб: Тип. Демакова, 1875. 652 с. С. 591-593  
106.  Витте С. Ю. Воспоминания, мемуары. Минск: Харвест, 2001. Т. 1. 800 с. С. 154.  
107.  Вихирев Н. Итоги и перспективы развития рабфаков // Красная молодежь. 1924. №2. С. 89  
108.  Власова О. Ю. Модели образовательной политики современных европейских государств // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 41. Декабрь 2013 г. С. 229 — 247. С. 233.  
109.  Военно-инженерная академия им. В.В. Куйбышева. 150 лет. М.: ВИА, 1969. 544 с. С. 15  
110.  Волков С. Интеллектуальный слой в советском обществе. М., 1999. 250 с. С.104.  
111.  Волков Ю., Лубский А., Макаренко В., Харитонов Е. Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии. М.: Мысль, 1996. 246 с.  
112.  Всесоюзный слет студентов: 19-20 октября 1971 года. Документы и материалы. М.: Молодая гвардия, 1972. 175 с. С. 16  
113.  Встреча с коллективом Южного федерального университета. Владимир Путин встретился с преподавателями и студентами Южного федерального университета 22 мая 2013 г. Электронный ресурс. Сайт Президента России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/18160. Дата обращения 14.06.2019.  
114.  Всю первую половину ХХ века эти позиции сохранялись, в первую очередь, за счет вливания в американскую образовательную систему интеллектуального потенциала Европы. — Тимошенко С. П. Воспоминания.  
115.  Высшая инженерная школа России. Путь в мировое сообщество / С. А. Подлесный [и др.]. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2005. 124 с.  
116.  Высшая школа РСФСР в период с 1921 по 1925 годы: новые подходы и оценки: (На прим. вузов Москвы). М.: Инж. центр «Приборист», 1994. — 279 с.  
117.  Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / [Приходько В. М. и др.] под ред. В. М. Жураковского Международное о-во по инженерной педагогике, Российский мониторинговый ком. М.: МАДИ, 1998. 304 с.  
118.  Галевиус Ф.К. Съезду губсовнархозов // Красный Север. 1920. 29 февраля.  
119.  Гатовский Л. М. Экономический механизм связи науки с производством // Управление, планирование и организация научных и технических исследований. М.: [б. и.], 1968. — 23 с.,  
120.  Герсан И. Историческое начертание горного производства в Российской империи. Екатеринбург: В Горной типографии, 1810. Ч. 1. О первом начале горнаго дела в России до царствования императрицы Елизаветы Петровны. 223 с. С. 56-69.  
121.  Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. С. 242 — 243.  
122.  Головнин А.В. Записки для немногих // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 166.  
123.  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ. М., 1995.  
124.  Гребнев Л. С., Кружалин В. И., Попова Е. П. Модернизация структуры и содержания инженерного образования в России // Инновации в высшей технической школе России: сборник статей / М-во образования Российской Федерации, Российский мониторинговый ком. Международного о-ва по инженерной педагогике (IGIP), Центр инноваций в инженерном образовании Московского автомобильно-дорожного ин-та (гос. технического ун-та) [А. Ф. Киселев и др.]. М. : Российский мониторинговый ком. Международного о-ва по инженерной педагогике (IGIP) [и др.], 2002. Вып. 2. 503 с.  
125.  Гречникова И.Ю. Обзор образовательной системы Германии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://liber.rsuh.ru/Conf/Region2002/grechnikova.htm. Дата обращения 18.05. 2019.  
126.  Григорьев В. В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования : историческая записка / сост. по поручению Совета Ун-та ординарным проф. по Каф. истории Востока В. В. Григорьевым. — Санкт-Петербург : в Тип. В. Безобразова, 1870. — 432, 96, CXXII, 15 с.  
127.  Гудков Л. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Мониторинг общественного мнения. 1998. №4. (36) Июль-август. С. 41 — 49. С. 44.  
128.  Гумбольдт В. Ф. Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства // Величие здравого смысла. Человек эпохи просвещения: книга для учителя / Сост. С. Я. Карп. М.: Просвещение, 1992. С. 48-53. С. 49  
129.  Гумбольдт В. Ф. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 451 с. С. 30.  
130.  Гусарова М. Н. Подготовка инженерных кадров в советской высшей технической школе в 1920–1930-е гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 4-2 (72). С. 87 — 89.  
131.  Данилин П. В. Реформирование системы высшего образования США в 1958 году. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lit.lib.ru/d/danilin_p_w/reformirovanie_systemy_obrazovaniya_v_usa.shtml  
132.  Дахин А.А. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. №3. С.30-44  
133.  Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 456 с. 364 с.  
134.  Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014–2016 годы. М.: Минобрнауки, 2013. URL: http://минобрнауки.рф/планы-иотчеты/314/файл/2074/ДРОНД-2014.pdf. Дата обращения 20.03.2019.  
135.  Доклад Общественной палате «Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». http://www.hse.ru/op_report_2007  
136.  Докладная записка профессора А.И. Некрасова в ЦК ВКП(б) о состоянии высшей технической школы // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. Р-8060. — Оп. 1. — Д. 37. Л. 1 — 34.  
137.  Дуэль А. Кем быть выгоднее: очередным юристом или дефицитным инженером? // Комсомольская правда. 2013. 18 апр. URL: http://www.kp.ru/daily/25670.5/831362/. Дата обращения: 14.07.2019  
138.  Дьяконов С. Г. Мы предугадали ход реформ // Поиск. 1998. № 18.  
139.  Дятчин Н. И. История развития инженерной деятельности и технического образования в процессе развития науки и техники // Известия Алтайского государственного университета. 2010. 4-3 (68). С. 68 — 72. С. 68.  
140.  Еженедельник народного комиссариата просвещения. 1924. №8 (29). С. 3.  
141.  Еремеева А.Н. Высшие учебные заведения, власть и общество российских регионов в годы Первой мировой войны // Первая мировая война и Европейский Север России: материалы междунар. науч. конф., г. Архангельск, 20–25 июня 2014 года. Архангельск, 2014. 398 с.  
142.  Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М.: Знание, 1983. 56 с.  
143.  Ефимов В.И. Власть в России. М.: Мысль, 1996. 208 с.  
144.  Жукова А. П. Государственная образовательная политика и ее влияние на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации : дисс. ... канд. полит. н: М., 2008. 184 с.  
145.  Жураковский В. М. Концепция государственной региональной политики // Регионология. 1994. №2 — 3. С. 75 — 76.  
146.  Загоскин Н. П. Из времен Магницкого : Страничка из истории Казан. ун-та 20 гг. / Н.П. Загоскин. — Казань : тип. т-ва Печенкина и К°, 1894. — 25 с.  
147.  Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ст. 6, п. 6.  
148.  Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/10164235/  
149.  Записки Императорского Русского технического общества // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб, 1890—1907  
150.  Захаровский Л. В. Советская система профтехобразования и процесс мобилизационной модернизации в СССР // Научный диалог. 2015. № 5 (41). С. 48—76. С. 51.  
151.  Зверев В. М. Философия в России до и после «суда» над профессорами Петербургского университета (1821 г.) // Вестник ЛГУ. 1969. № 5. Серия: Экономика, философия, право. Вып. 1. С. 103  
152.  Звонников В. И. Качество образования или кое-что новое о вечной проблеме // Высшее образование сегодня. №8. 2009.  
153.  Змеев В. А. Развитие российской высшей школы, ХVIII — начало ХХ в.: дисс. ... докт. ист. н.: 07.00.02. М., 2001. 555 с.  
154.  Знаменский Д.Ю. Государственная политика Российской Федерации в области образования, науки и инноваций: проблемы комплексного подхода к формированию и реализации // Вестник университета (ГУУ). 2012. № 4. С. 29–34  
155.  Зубова Л. Г. Социальное расслоение в России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения». М.: ВЦИОМ. 1995. № 3. С. 27 — 30.  
156.  И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, Е. А. Николаенко, Л. М. Филатова. Процессы реструктуризации и тенденции общественного спроса в системе высшего образования России // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 88-112. С. 89  
157.  Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века АН СССР, Ин-т истории СССР. — М.: Б. и., 1991. 392 с. С. 152.  
158.  Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе // Хрестоматия по истории школы и педагогики России в первой трети XX века: П.Н. Игнатьев, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Д. Дьюи: учебное пособие / ред-сост. Г.Б. Корнетов. М., 2009. С. 17−36.  
159.  Изменения социальной структуры советского общества. 1921 — середина 1930-х гг. — М.: Мысль, 1979. 343 с. С. 165-166.  
160.  Инженерные войска России: Исторический очерк / Под ред. Н.И. Сердцева. М.: ВИУ, 2001. 396 с.  
161.  Инженеры не нужны нашей экономике // Коммерсант FM. 2013. 23 авг. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2262809. Дата обращения: 14.07.2019  
162.  Инновации в Российском образовании: Высш. проф. образование 2000 / М-во образования Рос. Федерации [Сост. М. Н. Костикова]. М.: Изд-во МГУП, 2000. Ч. 1. 2000. 79, [1] с.  
163.  Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вуза / В.Л. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. 304 с.  
164.  Искандеров А. А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории, 1999. № 11. С. 83  
165.  История Московского университета: В 2 т. / [Моск. ордена Ленина гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 1755-1955]. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1955. — 2 т. Т. 1: 1755-1917 / [Ред. коллегия: М. Н. Тихомиров (отв. ред.) и др.]. — 1955. — 563 с.  
166.  История отечественной артиллерии / Отв. ред... Маршал артиллерии С. С. Варенцов  
167.  История царствования Петра Великого. Том четвертый. Часть II. Приложения. СПб.: Типография Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1863. 706 с. С. 4.  
168.  Итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам направлений подготовки (специальностей) для государственных услуг по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, подготовки специалиста) на 2013 год, для учреждений подведомственных Минобрнауки России : утв. зам. Министра образования и науки Российской Федерации 29 декабря 2012 г. №АП-156/04вн. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3195/файл/1985/ Стоимостные_группы_направлений_подготовки.pdf. Дата обращения 20.03.2019.  
169.  Карлов Н. В., Кудрявцев Н. Н. К истории элитного инженерного образования // Вестник Российской академии наук. 2000. Т. 70. № 7. С. 579 –588  
170.  Клейнер Г. Эволюция институциональных систем / Рос. акад. акад. наук, Центр. экон.-мат. ин-т. М.: Наука, 2004. 238 с.  
171.  Конституция РФ. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.constitution.ru/  
172.  Концепция развития высшего технического образования в РФ // Текущий архив Ассоциации инженерных вузов России. 1992 год. М., 1992. С. 5.  
173.  Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. Приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. No АФ-33/03пр. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docplayer.ru/49694859-Koncepciya-sozdaniya-i-gosudarstvennoy-podderzhki-razvitiya-federalnyh-universitetov.html http://www.kremlin.ru/acts/bank/27386. Дата обращения 20.06.2019.  
174.  Конюхова К. А идите-ка вы все в инженеры! // Комсомольская правда. 2013. 30 сент. URL: http://www.kp.ru/daily/26139.5/3029333/?cp=5 Дата обращения: 14.07.2019.  
175.  Корбут М. К. Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет 1804/05-1929/30. Казань: Каз. ун-т, 1930 ([тип.] Татполиграф). — Т. 1. — 1930. — 209 с. С. 20  
176.  Королев Ф.Ф. Из истории народного образования в Советской России (низшие и средние профессиональные школы и высшее образование в 1917–1920 гг.) // Из истории советской школы и педагогики. Изв. АПН РСФСР. М., 1959. Вып. 102. С. 28.  
177.  Королёв Ф.Ф. Народное образование в России накануне Февральской революции // Сов. педагогика. 1951.№ 12. С. 41–67  
178.  Коршунов С. В., Зырянов В. В. Введение ФГОС ВПО. Первый год работы в оценках и мнениях специалистов по учебно-методической работе // Высшее образование в России. 2013. №2. С. 16- 27.  
179.  Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. 92 с.  
180.  КПСС о формировании нового человека: Сборник документов и материалов (1965 — 1981). 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1982. 686 c. С. 201 — 202.  
181.  Красный студент. 1923. №6. С. 31  
182.  Красовицкая Т.Ю. Модернизация России. Национально-культурная политика. М.,1998. С. 152.  
183.  Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщений за сто лет его существования (1798-1898 гг.). Санкт-Петербург: тип. М-ва путей сообщ., 1898. — VIII, 221 с.  
184.  Кричко В. А. Продолжая традиции... (к 125-летию РТО). М.: Знание, 1991. 64 с.  
185.  Крылов А. Н. Мои воспоминания. Л.: Судостроение, 1979. С. 63 — 65.  
186.  Крыштановская О. В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989. 144 с. С. 50-62.  
187.  Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти (1917-1925 гг.) / Под ред. В. А. Шишкина. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1984. 197 с. С. 122-132.  
188.  Л. А. Китаева, М. Б. Газизов, Б. Л. Журавлев. Передовой зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров // Вестник Казанского технол. ун-та. 2012. т. 15. №5. С. 241-247. С. 245.  
189.  Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России первых военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича 1700-1890. СПб, 1880. С. 32  
190.  Ласковский Ф. Ф. Материалы для истории инженернаго искусства в России / Ф. Ласковскаго, военнаго инженер-генерал-майора. Санкт-Петербург: в Тип. Императорской акад. наук, 1858-1865. Ч. 2: Опыт изследования инженернаго искусства в царствование императора Петра Великаго. 1861. V, 642 с. С. 198  
191.  Латынина Д. И. История педагогики. М.: Издат. Дом «Форум», 1998. 384 с. и др.  
192.  Лебедев Н.А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 год / Сост. Н.А. Лебедевым. — 2-е изд., испр. и доп. СПб: тип. А. Циммермана, 1875. 228 с. С. 57  
193.  Ленин В.И. — Луначарскому А.В. 29 ноября 1920 // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 52. С. 21–22.  
194.  Ленчук Е. Б. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости. СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2016. 334 с.  
195.  Лесков С. Крах инженеров // Огонек. 2013. 12 авг. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2239573. Дата обращения: 14.01.2019  
196.  Либерализм в России. М.: ИФРАН, 1996. 451 с. С. 109.  
197.  Липсет С. М. Некоторые социальные предпосылки демократии: Экономическое развитие и политическая легитимность. // Концепция модернизации в зарубежной социально-политической теории 1950–1960 гг.: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. Отд. политической науки. Сост. и пер. Николаев В. Г. Отв. ред. Ефременко Д. В., Мелешкина Е. Ю. М., 2012. 212 с.  
198.  Липчанский А.М. Становление в России общего массового школьного образования в период социально-экономических преобразований: 1861−1941 гг. Опыт, уроки: монография. Астрахань, 2001.  
199.  Лобзаров В.М. Развитие элитного образования в России XVIII−XX веков / под ред. М.В. Богуславского: монография. М., 2008.  
200.  Лубский А.В. Государственная власть в России //Российская историческая политология. Ростов н/Д.: РГУ, 1998. С.47-93  
201.  Луначарский А. О положении высших учебных заведений в республике // Красная молодежь. 1924. №1. С. 97  
202.  Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. В 3-х тт. Т. 1. Докапиталистические формации. М.: Политиздат, 1956. 648 с. С. 511.  
203.  Майборода Л.А. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и ее приложения применительно к крестьянскому высшему образованию. СПб. М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. 204 с.  
204.  Макаренко Е.И. Социально-исторические аспекты проведения научно-технической политики и подготовка технических кадров: Российский опыт XX века. М.: МАДИ, 2008. 272 с.  
205.  Максимовский М. С. Исторический очерк развития Главного Инженерного училища 1819-1869. СПб: Тип. Императорской Академии Наук, 1869. 416 с.  
206.  Мартин А. А. С. Струдза и «Священный союз» // Вопросы истории. 1994. №11. С. 147.  
207.  Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник для вузов. М.: Инфра-М,2005. 731 с.  
208.  Матвиенко В. Вместе с вами мы будем строить будущее // Строительные кадры. 2013. № 2 (1631)  
209.  Материалы III Всемирной конференции по инженерному образованию в Портсмуте (Великобритания), сентябрь 1992 // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информ.-аналит. сб. 1993. Вып.4. С. 26-36  
210.  Материалы всероссийского совещания руководителей государственных органов управления высшим и средним профессиональным образованием субъектов федерации // Регионология. 1995. №1. С. 77  
211.  Материалы конференции «Инженерное образование как ключевой фактор социально-экономического развития // Высшее образование в России. 1993. №2. С.8.  
212.  Машкин Н. А. Военная школа Российской империи XIX — XX веков. М.: Изд. Центр «Академия», 1997. 347 с. С. 20  
213.  Медведев Д. Выступление на заседании Госсовета, посвященному развитию политической системы России // Российская газета. 2010. 25 января.  
214.  Международные акты о правах человека: сборник документов / сост., вступ. ст.: В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. М.: Норма, Инфа-М, 1998. 784 с.  
215.  Менделеев Д.И. Сочинения. Т. 23. Академия наук СССР. СПб: Тип. Академии наук СССР, 1949. 739 с  
216.  Метелева Е.Р. Стратегическая оценка роли городов в условиях глобализации // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. № 5. 7 Лебедева М.М. Акторы современной мировой политики: локальные действия — глобальные последствия // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / Под ред. А.Ю. Мельвиля Т. 1: Акторы в пространстве и времени мировой политики / Под ред. М. М. Лебедевой. М.: МГИМО Университет, 2007. С. 44–46.  
217.  Миграционные процессы и российский научно-технический потенциал. Научный доклад. М., 1996. С. 119 — 120  
218.  Митин Б. С. Инженерное образование: взгляд из России / Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов. М.: Русанов, 1997. 222 с.  
219.  Модянова Т.В. Государственная кадровая политика в сфере образования в России в конце XX — начале XXI веков: политологический анализ: дис. … канд. полит. наук. М., 2011  
220.  Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Электронный ресурс. Режим доступа. https://miccedu.ru/monitoring/2013/index.htmhttp://indicators.miccedu.ru/monitoring/  
221.  Монро П. История педагогики. Ч. 2. Новое время пер. с англ. М. В. Райх под ред. Н. Д. Виноградоваю М.: Издание товарищества Миръ, 1914. 372 с.  
222.  Н. Т. Держицкий, М. В. Ерошенко. «К вопросу о зарождении и развитии военно-инженерного образования в России» // Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии. М.: Воениздат. 1958. С. 36 — 46  
223.  Н.В. Погукаева, А.В. Погукаева, И.В. Медяник. Инженерное образование в контексте Глобализации // Вестник науки Сибири. 2017. № 3 (26). С. 152 — 159  
224.  Народное образование, наука и культура в СССР : статистический сборник / Центральное статистическое управление при совете министров СССР. М.: Статистика, 1977. — 448 с.  
225.  Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. 752 с. С. 5-6.  
226.  Научно-исследовательский артиллерийский институт № 1. — М.: Управл. Ком. Артилл, 1959. — 5 т. Т. 1: Артиллерия русской армии эпохи феодализма. Кн. 2. Артиллерия русской армии в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). 1960. 687 с. С. 61.  
227.  Научно-исторический сборник, изданный Горным институтом ко дню его столетнего юбилея. 21 октября 1873 г. СПб: типография Императорской Академии наук, 1873. [12], 204, [2], 542 c.  
228.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации. http://www.base.garant.ru.  
229.  Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации : дис. … д-ра полит. наук. М., 2009  
230.  Нечаев Н. В. К 250-летию первых указов Петра I о школах // Советская педагогика. 1951. №6. С. 24-25.  
231.  Нисселович Л. Н. История заводско-фабричного законодательства Российской империи. Ч. 2: Законодательство имп. Александра I.С.-Пб.: М-во фин., 1884. 359 c. С. 64-72.  
232.  Новиков В. А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с. С. 14.  
233.  О Программе развития инженерного образования в России». Решение коллегии Госкомвуза России от 15 марта 1995 г., №5-1 // Бюллетень Госкомвуза России. 1995. №7. С. 15.  
234.  Об утверждении Программы экономии государственных расходов». Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/178931/  
235.  Оболенская С. В. Немцы в глазах русских XIX в.: черты общественной психологии // Вопросы истории. 1997. № 12. С. 104.  
236.  Окунь С. Б. Очерки истории СССР. Конец XVIII — первая четверть XIX вв. Л.: Учпедгиз, Ленинградское отделение, 1956. 416 с. С. 10-12  
237.  Отечественные университеты в динамике золотого века русской культуры / Е.В. Олесеюк и др. под ред. Е.В. Олесеюка. СПб: Союз, 2005. 370 с  
238.  Официальный сайт всемирного банка на русском языке. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ . Дата обращения: 21.03.2019.  
239.  Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / под ред. С.Я. Батышева. М., 1981.351 с.  
240.  Очерки экономической истории России первой половины XIX века: сборник статей / Акад. наук СССР. Ин-т истории под ред. М. К. Рожковой. М.: Соцэкгиз, 1959. 403 с. С. 263.  
241.  Пай Л. Аспекты политического развития. Аналитическое исследование. М., 1997. 543 с.  
242.  Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. 270 с.  
243.  Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии / пер. под редакцией Н. В. Сперанского. М.: Сытин, 1908. 330 с. С. 200.  
244.  Певцова Е.А. Применение норм образовательного права в России и за рубежом // Право и образование. 2017. № 9. С. 4–17.  
245.  Педагогическая хроника // Рус. школа. 1916. № 9. С. 58–62.  
246.  Пекарский П. П. История Императорской Академии наук в Петербурге. СПб: издание Отделения русского языка и словесности Императорской акад. наук, 1870-1873. Т. 1. СПб. 1870. LXVIII, 774 с. С. XXIV, XXIX.  
247.  Петухов Е. В.. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за сто лет его существования. (1802-1902): Ист. очерк: Т. 1: Первый и второй периоды (1802-1865). Юрьев: Тип. К. Матиссена, 1902. — 4, 605, 39 с. С. 343  
248.  Пещеров В.Г. Государственная политика интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования : дис. … канд. полит. наук. М., 2011  
249.  Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис. 2006. №1. С.3-21 и др.  
250.  Пирогов А. И., Растимешина Т. В. Интернационализация образования в контексте формирования единого общеевропейского образовательного пространства // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 76-84. С. 76.  
251.  Пихоя Р. Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945—1985. М.: Русь-Олимп, Астрель, АСТ, 2007. — 716 с. С. 27.  
252.  Побережников И. В. Теория и методология истории. Волгоград: Учитель, 2014. 152 с. С. 139.  
253.  Подтверждение этому находим в письме Петра I Ф. М. Апраксину. Царь пишет, что Навигацкая школа «не токмо морскому ходу нужна, но и артиллерии, и инженерству». Цит. по Ласковский Ф. Ф. Материалы к истории инженерного искусства в России. Ч. II. СПб, 1981. С. 199.  
254.  Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: В 2 т. Т. 1. — М.: ТЕРРА, 1996. — С. 158.  
255.  Постановление ГД ФС РФ от 09.12.1994 N 382-1 ГД. «О проекте Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их разгосударствление и приватизацию». Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/6311181/  
256.  Постановление Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 26.03. 1993 №44. «О создании межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам // Бюллетень Комитета по высшей школе Министретсав науки, Высшей школы и технической политики РФ. 1993. № 6. С. 32 — 33.  
257.  Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. №75 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации  
258.  Постановление Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 600  
259.  Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М. Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. — 456 с. С. 12  
260.  Президент Владимир Путин посетил Московский инженерно-физический институт. URL: http://www.1tv.ru/news/polit/250698 (дата обращения: 20.03.2014)  
261.  Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 n 220 «Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения». Электронный ресурс. Информационный портал «Сейчас.ру». Раздел «Архивные документы». Режим доступа: https://www.lawmix.ru/docs_cccp/6149. Дата обращения: 20.06. 2019.  
262.  Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/1588306/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Дата обращения 15.07.2019.  
263.  Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ // Вестник образования. 1992. №10.  
264.  Программа Российской Коммунистической Партии (большевиков) принята 8 съездом партии 18-23 марта 1919 года // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. 1917–1922. С. 49.  
265.  Профессионально-техническое образование в России за 1917–1921 гг.: юбилейный сборник / под ред. О.Г. Аникст. М.: Главпрофобр, 1922. 100 с. С. 16.  
266.  Прудников В. Е. Русские педагоги математики XVIII — XIX вв. М.: Учпедгиз, 1956. 640 с. С. 21-25.  
267.  Путин В. В. Нам нужна новая экономика [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Ведомости» 30.01.2012 URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah (дата обращения: 06.02.12)  
268.  Пятидесятилетие Института и Корпуса инженеров путей сообщения: Ист. очерк, сост. Евг. Соколовским. СПб: тип. торг. д. С. Струговщикова, Г. Похитонова, Н. Водова и К°, 1859. — XVI, 149 с.  
269.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №2148-р. О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы http://government.ru/gov/results/21602/  
270.  Растимешина Т. В. Культурное наследие в российской политике государственной памяти // Власть. 2012. № 10. С. 60-64. С. 63.  
271.  Растимешина Т. В. Охрана культурного наследия в России XIX в.: формирование опыта взаимодействия церкви, гражданского общества и государства в сфере музеефикации исторических и культурных ценностей // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. № 4 (12). С. 118-130. С. 119.  
272.  Растоу Д. Мир наций. М.: Просвещение, 1997. 456 с.  
273.  Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.): Стат. очерки / Под ред. акад. С. Г. Струмилина. М.: Госстатиздат, 1956. — 352 с. С. 93- 126.  
274.  Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. № 10. С. 12.  
275.  Решение коллегии «Об итогах работы ГК РФ по высшему образованию в 1994 году и основных направлениях деятельности на 1995 год» от 22 февраля 1995 года // Текущий архив ГК РФ по высшему образованию за 1995 год.  
276.  Рождественский С. В. . Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / сост. С. В. Рождественский. СПб: М-во нар. просвещения, 1902. — II, 785, [4] с. 126, 127  
277.  Рожкова Л. П. Выживет ли российское образование? // Регионология. 1995. №1. С. 115  
278.  Рославский–Петровский А. П. Русские университеты и «университетский вопрос» г-на Пирогова, Харьков, 1864. 68 с.  
279.  Российский государственный архив Военно-морского флота. Фонд адмиралтейской коллегии. 1721. Д. 25. Лл. 1-2 об.  
280.  Российский статистический ежегодник 2001 (Статистический сборник) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://istmat.info/node/21317. Дата обращения 18.06.2019.  
281.  Рудин А.В. Профессиональному инженерно-техническому и военному образованию в России — 300 лет. — М, 2000.  
282.  Русский биографический словарь. В 25 тт. Том 06. Дабелов — Дядьковский. СПб: Тип. И.Н. Скороходова, 1905 г. — 750 с. С. 231-232.  
283.  Руткевич М.Н. Сближение рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции // СИ. 1980. № 4. С. 33.  
284.  Ручинская И.Л. Антикризисная политика правительства и высшее образование России. Интернет-журнал «Полемика». Выпуск 3. Электронный ресурс. Режим доступа. http://irex.ru/dos/acad/journal/3/art4.htm  
285.  Рыжов С. Д. История создания русского технического общества // Вестник РУДН, серия История России, 2013, № 4. С. 67-73. С. 68.  
286.  Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. — 559 с. С. 286  
287.  Рябов Л. П. Сопоставительные исследования систем высшего образования: методологический аспект / Л. П. Рябов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006 (М.: Типография «Наука» РАН). 318 [1] с  
288.  Савельев А. И. Исторический очерк Инженернаго управления в России / сост. Ал. Савельев. Санкт-Петербург: Тип. Р. Голике, 1879-1899. Ч. 1. 1879. VI, 322 с. С. 210.  
289.  Сайт: The Global Eeconomy. com. Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/Germany/Education_spending/ Дата обращения 12.05.2019.  
290.  Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: история и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001. 576 с. С. 120.  
291.  Сапрыкин Д. Л. История инженерного образования … С. 62.  
292.  Сапрыкин Д. Л. История инженерного образования в России, Европе и США: развитие институтов и количественные оценки // Вопросы развития естествознания и техники. 2012. Том 33. №4. С. 51 — 90. С. 56  
293.  Сафразьян Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921-1927 гг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 158 с. С. 139.  
294.  Сахаров А. Н. Александр I и Аракчеев // Отечественная история. 1998. № 4. С. 26  
295.  Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по неродному образованию. Вып. 1. М., 1919. С. 56.  
296.  Сбытов В.Ф. Штрихи к портрету советской научно-технической интеллигенции //СИ, 1986, № 3, с. 113. — По: Волков С. Интеллектуальный слой в советском обществе. — М., 1999. 250 с. С.124.  
297.  Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 3-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 95 с.  
298.  Семушина Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значениедля разработки содержания подготовки / Проблемы непрерывного образования. Вып.1 — М.: НИИВО, 1993  
299.  Синюшина, И. В. Развитие реального образования в России в XIX — начале XX века [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. В. Синюшина. — М., 2000. — 24 с. С. 7  
300.  Система высшего образования во Франции // Обзор систем высшего образования стран ОЭСР  
301.  Скрипак Е.И. Институциональная организация производства образовательных услуг: дис. … канд. эконом. наук. Кемерово, 2003.  
302.  Следует отметить, что отставание России от развитых европейских стран в уровне просвещения населения так и не удалось преодолеть до начала ХХ века. Хотя настоящая проблема выходит за рамки предмета нашего исследования.  
303.  Смирнов А. О внешкольном профессиональном образовании // Проф. образование. 1916. № 3(5). С. 56–58.  
304.  Современное состояние инженерного образования в Российской Федерации / [Жураковский В. М. и др.] Международное о-во по инженерной педагогике, Российский мониторинговый ком. — М.: [б. и.], 1997. 81 с. С. 27, 32.  
305.  Солженицын А. И. Образованщина // Новый мир. 1991. № 5. С. 28 — 46. С.40  
306.  Соловьев А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. Политические исследования. 2001. № 2. С. 5  
307.  Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре великом. М.: Университетская типография, 1872. 144 с. С. 81, 89  
308.  Справка по вопросу «О ходе проведения и результатах заседаний рабочих групп Межведомственной комиссии по выработке предложений в отношении перечня неэффективных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов с учетом мнений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». http://минобрнауки.рф/новости/2826/файл/1327/12.11.20-МВК_Справка.pdf. Дата обращения: 12.04.2019.  
309.  СССР и союзные республики : Сообщ. Госкомстата СССР и госкомстатов союз. респ. о соц.-экон. Развитии в 1988 году. М.: Финансы и статистика, 1989. 493,[2] с.  
310.  Сталин И. В. Сочинения. Т. 11. М., 1953. С. 216  
311.  Становление и развитие системы университетского технического образования России / Б. Л. Агранович и др. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. 186 с.  
312.  Стаферова Е.Л. Министерство народного просвещения при А.В. Головнине (1861−1866): автореферат дисс. … канд. ист. наук. М., 1998.  
313.  Суслова Д.В. Формирование государственной политики России в сфере высшего профессионального образования: проблемы и практики : дис. … канд. полит. наук. М., 2010  
314.  Сухомлинов М. И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. Т. 2. СПб: Тип. Ф. С. Сущинского в СПб. , 1866. 229 с. С. 126.  
315.  Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии = Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie. М.: Фонд Университет, СПб.: Владимир Даль, 2002. 450 с.  
316.  Тарасова В. Н. Высшая инженерная школа России, последняя четверть ХVIII в. — 1917 г.: дисс. ... докт. ист. н.: 07.00.02. Москва, 2000. 577 с.  
317.  Татур Ю. Г. Образовательная система России. Высшая школа. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. 278 с.  
318.  Тимошенко С. П. Воспоминания. Париж: [б.и.], 1963. 416 с. С. 347.  
319.  Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991.736 с.  
320.  Тоффлер Э. Метаморфозы власти / Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003  
321.  Трифанков Ю.Т. ВУЗ и Российское общество: 30-90 годы ХХ века: Моногр. / Под ред. В. И. Попкова. Брянск: Изд-во БГТУ, 2000. 272 с. С. 196.  
322.  Троцкий Л. Д. Хозяйственное положение республики и основные задачи восстановления промышленности. С. 35  
323.  Троцкий Л.Д. Задачи Комиссии по всеобщей трудовой повинности // Троцкий Л.Д. Соч. М. Л., 1927. Т. 15:  
324.  Туманова А. С. Общественные организации и русская публика в начале ХХ века. М., 2008. С. 45  
325.  Удовенко А. Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы, М., Бюджет.ru, №6/2012 http://bujet.ru/article/189590.php.  
326.  Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 716 «О федеральных университетах». Электронный ресурс. Сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/27386. Дата обращения 20.06.2019  
327.  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации [и др.]. М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011. 477, [1] с. С. 465–466.  
328.  Управление современным образованием: Социал. и экон. аспекты Авт. коллектив: А. Н. Тихонов (рук.), А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина и др. Под ред. проф. А. Н. Тихонова. М.: Вита–Пресс, 1998. 255 с. С. 40.  
329.  Успенский Д. Россия в царствование Павла I // Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Т. 5. М., 1994. С. 110.  
330.  Устрялов Н. Г. Петербургский университет в 20-х гг. // Исторический вестник, 1884. С. 130  
331.  Ушкалов И.Г. «Утечка умов» и социально-экономические проблемы российской науки // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 2. С. 73.  
332.  Фабрициус И. А. Военно-инженерное ведомство в царствование императора Александра I / Сост. И. Фабрициус. Очерк 1- Инженерное управление и его средства. — Санкт-Петербург : тип. Спб. акц. о-ва печ. и писчебумаж. дела в России «Слово», 1903. 578 с.  
333.  Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 254 с. и др.  
334.  Федоров И. Б. Об университетском техническом образовании // Всеросийская научно-методическая конференция» Стратегия развития университетского технического образования в России»(4-6 февр. 1998 г., Москва): Материалы конференции / МГТУ им. Н. Э. Баумана, Учебно-методическое об-ние вузов по образованию в обл. машиностроения и приборостроения, Ассоциация техн. ун-тов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. 173 с. С. 37 — 46. С. 38.  
335.  Федоров И. Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты). М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 367 с. С. 18.  
336.  Филиппов В. М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Всероссийское совещание работников образования 14 — 15 января 2000 г.: Стеногр. отчет. М.: Высш. шк., 2000. 423, [1] с. С. 18.  
337.  Филиппов, к доске! // Российская газета. 1998. 17 октября.  
338.  Хайек Фридрих Август фон. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом / Пер. с англ. Е. Николаенко. М.: Фонд «Либеральная миссия», ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2003. 288 с.  
339.  Хайруллнна, Э. Р. Краткий экскурс в историю технического образования в России // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 3. — С. 165-171.  
340.  Харламов В. И. Русская военная школа. Т. 1. (1700-1862). М.: Академия ПВ ФСП РФ, 1997. 278 с. С. 30  
341.  Хартия Национального союза негосударственных вузов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsnv.mosgu.ru/NSNV/khartija.php  
342.  Хотенков В., Иванова Л. «Из угождения к воле государя» // Высшее образование в Росси. 1999. № 5. С. 148 — 156. С. 154.  
343.  Хромов П. А. Экономика России периода промышленного капитализма М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963. 286 с. С. 106.  
344.  Цапенко И. П., Юревич А. В. Наука «убывающая» // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №2. С. 17.  
345.  Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития / Вольфганг Цапф // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 14-26.  
346.  Цит. по: Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии. М.: Воениздат, 1958. 211 с. С. 37  
347.  Цит. по: Лушников А. М. Военно-учебные заведения России в 1861-1941 гг.: Социально-политические аспекты развития: дисс. ... доктора ист. наук: 07.00.02. Ярославль, 1998. 485 с.  
348.  Черняховский С. Модернизация: противоречивость идеологического концепта и политический процесс в современной России // Власть. 2012. №5. С. 9 — 12. С. 10.  
349.  Чумаков Д.С. Мегаполис как социальный и политический феномен // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №2. С. 206 — 213. С. 207.  
350.  Чуриков М. П., Котляренко Ю. Ю. Подготовка специалистов с высшим инженерным образованием … С. 115.  
351.  Чуткерашвили Е.В. Кадры для науки. (Специалисты высшей квалификации в СССР и в капиталистических странах). М.: Высшая школа, 1968. 356 c.  
352.  Чучалин А. И. Проектирование инженерного образования в перспективе XXI века. М.: Логос, 2014. 231 с.  
353.  Шаповалов Е. А. Общество и инженер: философско-социологические проблемы инженерной деятельности / Е. А. Шаповалов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 183 с. С. 78.  
354.  Шаттенберг С. Инженеры Сталина : жизнь между техникой и террором в 1930-е годы / Сюзанна Шаттенберг [пер. с нем. В. А. Брун-Цехового, Л. Ю. Пантиной  
355.  Шевцова Г. В. Образовательные стандарты в системах высшего профессионального образования России и США: сравнительный анализ : монография / Г. В. Шевцова М-во образования и науки РФ, Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (Новочеркас. политехн. ин-т). — Новочеркасск: [ЮРГТУ], 2005 (Тип. ЮРГТУ). 168 с. и др.  
356.  Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб. : Норма, 2007. 328 с. и др.  
357.  Шперк В. Ф. Долговременная фортификация. Ч. 1. История долговременной фортификации. М.: ВИА, 1952. 580 с. С. 140.  
358.  Шукшунов В. Е. Фундаментализация — основа повышения качества университетского технического образования // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Новочеркасск. 2000. С. 6.  
359.  Экономические обзоры ОЭСР: Российская Федерация 1996-1997. — М.: Изд-во ЦИСН [Париж] : Орг. экон. сотрудничества и развития, Б. г. (1998). — 340 с. С. 124, 134.  
360.  Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского, издатели: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (С.-Петербург). СПб, 1890–1907. 86 т. 67-й полутом. СПб, 192. С. 419-420  
361.  Южанинова Е. В. Гуманистическая концепция Вильгельма Фон Гумбольдта… С. 44  
362.  Ярославский Е. Ближе к массам // Красная молодежь. 1925. №1. С. 3 — 6.  
363.  Яцунский В. К. Крупная промышленность в России в 1790-1860 гг. // Очерки экономической истории России первой половины XIX века [Текст] : сборник статей / Акад. наук СССР. Ин-т истории под ред. М. К. Рожковой. — М.: Соцэкгиз, 1959. — 403 с.